Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Икона - свидетельница покаяния России

Дух православный гонимым быть не может

04.01.2006

19 декабря, в день Святителя Николая Чудотворца, в Ижевск прибыла мироточивая икона святых Царственных мучеников из храма Святителя Николая (Великорецкого) с. Ключи Пермской епархии РПЦ. По благословению Архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая, икона находилась в храме святых Царственных мучеников (по ул. Удмуртской у Северного кладбища) до 30 декабря. Извещение о прибытии иконы в столицу Удмуртии было направлено во все городские и сельские приходы республики, дабы у людей была возможность приехать и помолиться перед образом святых Царственных страстотерпцев.

О сопровождающих икону чудесах, коих на самом деле было множество, настоятель храма Святителя Николая (Великорецкого) протоиерей Александр Петропавловский говорит неохотно. А если уж и рассказывает, то всегда предостерегая прихожан от возможного заблуждения: "Это не шоу, нужно помнить, что икона мироточит, скорбя, ведь это икона мучеников".
Икона святых Царственных страстотерпцев практически все время находится в пути, переезжая из одного храма в другой, – уже десятки тысяч людей возносили пред ней свои молитвы. Видимо, так уж воля Божия сложилась, что быть этой иконе свидетельницей покаяния и возрождения русского народа. Не так давно казалось, что не воскресить из пепелищ и руин прежнего торжества Православия на Руси. Но по милости Божьей изменились люди, оттаяли некогда охлажденные к вере их сердца - затеплилась в душах свеча живой веры, озаряющая землю светом Христовой истины. Свидетельством тому служат возродившиеся большие крестные ходы, символом которых и стала икона святых Царственных мучеников. Благодаря этому уже трижды она была на земле удмуртской. Всего же крестных ходов с участием иконы Царственных мучеников было пять: Ныроб - Екатеринбург (2001 г.), Екатеринбург - Ганина яма (2002 г.), Екатеринбург - Дивеево (2003 г.), Пермь - Верхотурье (2004 г.), Пермь - Куликово поле (2005г.). Суммарная их протяженность - около 7500 км.
Святые Царственные страстотерпцы были почитаемы в народе еще до их канонизации Русской Православной Церковью. Неудивительно, что идея написать их светлый образ возникла в приходе протоиерея Александра Петропавловского – настоятеля храма Святителя Николая Великорецкого в с. Ключи – довольно давно. Однако, как известно, всему свое время. В 2000 году состоялась канонизация Царской семьи, и в этот же год по доброй русской традиции – с одной лишь переметной сумкой и именем Христовым на устах – отправились пешие паломники во главе с батюшкой Александром прямиком от своего храма в не ближний свет, Верхне-чусовские городки. Это место в Пермской епархии особое и знаменито не только тем, что в прошлые века здесь жили очень благочестивые иконописцы, чьей кисти принадлежит множество чудотворных икон, но и тем, что именно отсюда отряд вольных казаков во главе с Ермаком отправился покорять Сибирь. Об этом свидетельствует установленный здесь крест. Городки - своеобразное "место силы". Богоборцы, устроившие в послевоенные годы гонения на Церковь, разрушили здешние монастыри, но дух православный истребить так и не смогли. Господь хранил святое место. Божьей милостью, не так давно приехала из Сибири сюда, в Свято-Трифонову Верхне-чусовскую женскую пустынь, иконописица – инокиня Емилия. К ней и отправились наши паломники.

- Господь чудесным образом управлял нами, – рассказывает о. Александр Петропавловский. - Чтоб добраться до Свято-Трифоновой пустыни, нам предстояло совершить переход по тайге, более пятидесяти километров. Узнав об этом, местные жители усомнились даже: в здравом ли мы уме? Но назад пути не было. "Да будет воля Божия", - решили мы. Набрели на избушку охотника, а он – вот уж не ожидали – оказался мужем моей бывшей одноклассницы. Иначе бы даже разговаривать с нами не стал, а тут согласился проводить часть пути. Километров десять прошел вместе с нами, потом объяснил, как добираться дальше и благословил на волю Божию: "Идите с Богом! Если через три дня не дадите о себе знать, будем уведомлять МЧС". Господь нас вел, и чудесным образом мы вышли туда, куда требовалось. Дошли до пустыни, помолились. Икона была заказана, и в дни Великого поста ее начали писать. Емилия предупредила, что о сроках написания иконы сказать не может: "Я буду писать так, как мне Бог силы даст".
Господь дал ей силы написать эту икону как раз ко дню рождения царя Николая Александровича и началу крестного хода, который проходил от поселка Ныроб в Пермской области, где пострадал первый из Романовых, до Екатеринбурга, где пострадал последний из Романовых. И, о чудо! При подходе к Белогорскому монастырю, на нужды которого Государь император пожертвовал в свое время немало средств, икона заблагоухала. Мы были поражены – к тому времени на ней еще краска до конца не высохла! Благоухание было настолько сильным, что даже ветер, дующий в противоположном направлении, не мешал почувствовать его. У тех, кто прикладывался к иконе, запах еще долго оставался на бороде, на руках. Свидетелями того чуда стало множество людей. Далее по пути следования на иконе появилась большая капля мира. Когда мы пришли в храм на Вознесенской горке Екатеринбурга и оставили эту икону там на ночь, то поутру мироточило уже множество икон, их просто невозможно было сосчитать! От Ипатьевского дома до Ганиной ямы икона святых Царственных мучеников уже возглавляла крестный ход, хотя накануне мы думали – лишь бы ее только взяли.
По приезде иконы святых Царственных мучеников в Ижевск мы побеседовали с протоиереем Александром Петропавловским и протоиереем Виктором Сергеевым, настоятелем Константино-Еленинского храма в с. Сюмси.

- В чем заключается священнодействие крестного хода?

Протоиерей Александр Петропавловский:
- Сам по себе крестный ход – это своеобразный аналог православной общины, которая не только деланьем своим, но и жизнью своей проповедует веру Христову. Если сравнивать эту общину с монастырской, то скажите мне: есть ли у нас такие монастыри, где десять часов непрерывно творилась бы молитва, сопряженная с тяжелым физическим трудом? Во время крестного хода люди идут по жаре сорок, а то и пятьдесят километров кряду, и постоянно творят Иисусову молитву. Крестный ход – это очень серьезный духовный подвиг. Проходит буквально день-два, и человек понимает, что он оказался в Церкви. В Церкви как общности православных людей. Жизнь здесь преисполнена духом испытаний, который благодатно влияет на душу, зачастую лучше всяких видимых воздействий. Эта благодать для человека - как влага для растений. Душа его распускается, расцветает как прекрасный цветок. Однако огромное количество благодати, которая одномоментно снисходит на людей, нужно ведь еще суметь вместить в себя. В этом-то тоже заключается подвиг, ведь не всегда мы способны понести крест, который взвалили на себя.

Протоиерей Виктор Сергеев:
- Конечно, когда человек идет в пешем ходе – это великий труд. Мне самому нынешним летом немножко удалось пройти. Волей-неволей задумываешься: "Почему все эти люди собрались вместе и куда-то идут? А чего я здесь "ломаюсь"? Для чего я иду?". Безусловно, это работа над своей душой, которую, быть может, другим образом и не сделаешь. Идя в крестном ходу, человек разбирает "завалы" в своей душе, которые накапливаются за время его мирской жизни. Неудивительно, что по прошествии крестного хода он ощущает некое душевное облегчение и неимоверную радость. Из года в год я наблюдаю крестные ходы. И вижу, что у о. Александра сформировался своеобразный костяк крестного хода – это люди, которые едут со всей страны, чтоб вновь и вновь принять эти непростые, воистину архисложные, труды. Каждый приходит сюда с какой-то своей проблемой в надежде решить ее, а тут ему приходится сталкиваться с проблемами других людей. Не все в силах это вынести.

Протоиерей Александр Петропавловский:
- Человек случайный, корыстный здесь надолго не задержится, он просто не сможет существовать в такой обстановке. Если же у человека есть что-то наносное, но по натуре он добрый, с устремлениями, то все это искусственное, ненастоящее здесь, словно шелуха, мгновенно спадает. Самое сложное – последний день крестного хода. Плачут все, расставаться не хочет никто. Не успев еще разойтись, люди уже спрашивают меня: "А в следующем году будет ли крестный ход?". Бывает трудно ответить на этот вопрос, ведь существуют определенные проблемы, сложности. Однако достаточно вспомнить глаза этих людей, исполненные надежды: "А будет или нет?", чтоб не опустить руки. Мне часто говорят: "Мы здесь живем, а вне крестного хода только существуем". Зачастую и идти уже не могут, и уходить не хотят. У нас мало кто доходит от начала крестного хода до конца. Человеку, как правило, отпуск на работе дается только на месяц, а крестный ход идет месяца два, а иногда и больше. Поэтому многие уже специально планируют его на то время, когда состоится крестный ход.
По словам о. Александра Петропавловского, у каждого человека складывается свое видение крестного хода. Это похоже на то, как если бы несколько человек подошли к морю и попытались описать его в словах. Один сказал бы, что оно "бескрайнее", другой – "величественное", третий – "синее", но море при этом все равно остается морем. Так и здесь. Церковь не зря ассоциируется с кораблем, который идет по бушующему морю страстей и немощи. И крестный ход тоже своего рода корабль, капитаном которого является сам Господь.

- О чудесах трубить в трубы не принято, но все ж поведайте еще о каком-нибудь из них?

Протоиерей Александр Петропавловский:
- Эту икону у нас традиционно берут екатеринбуржцы. Помолиться перед ней люди съезжаются отовсюду, со всего Урала – из Челябинска, Кургана, Тюмени... Однажды был такой случай, свидетелями которого стало множество людей. Приехали паломники из Челябинска на нескольких автобусах и спрашивают: "А что нужно сделать, чтоб икона замироточила?". Видимо, чистые сердцем эти люди были. Священник отвечает им: "Молитесь Богу. Что еще могу сказать? Если Богу будет угодно явить такое чудо, значит, он его явит. Если нет – то нет". На этом их разговор закончился. И вот встали эти паломники – три священника и два автобуса народу - перед иконой и стали молиться. Через некоторое время, на глазах у всех, по иконе в пяти местах потекло миро. Это был просто шок.

Протоиерей Виктор Сергеев:
- Икона мироточит, скорбя - как бы подготавливая человека к перенесению трудностей. Или же для укрепления веры, как вот в этом примере. Люди были маловерующие, им требовались доказательства. Господь явил им их. А обычно иконы мироточат для укрепления духа людей перед перенесением каких-либо испытаний. Не так давно по телевидению выступал митрополит Кирилл, и ему был задан вопрос о мистике и мистицизме. Так вот, следует отличать мистицизм религиозный от мистицизма оккультного, когда человек прибегает к помощи экстрасенсов и народных целителей, получая просимое без каких-либо усилий со своей стороны. Религиозный же мистицизм тем и отличается от оккультного, что человек должен сам приложить определенные усилия, потрудиться во имя совершенствования своей души, очищения ее от греха. И чудеса, которые человеку являет Господь, призваны подвигнуть его на этот праведный путь.
2 года - возраст самого младшего участника крестного хода, 76 - самого старшего.
В нынешнем году пеший крестный ход Пермь-Куликово поле, на выходе из с.Сюмси, насчитывал несколько тысяч человек.
Инвалид-колясочник Олег из г.Ижевска прошел три крестных хода от начала до конца.
В этом году двое постоянных участников крестных ходов сыграли свадьбу. Невеста была из Ижевска, жених - из Екатеринбурга.

Наталья Кочеткова
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13