Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Православные Вести

Благословенно Царство

Священная Православная Монархия

Священная Монархия по праву должна быть отнесена к разряду вероучительных, ибо является не только составной частью христианского учения, касающегося богоугодного правления государством, но и ведет свое происхождение от Божественного установления и устроения.

Одним своим существованием она явила себя как важнейшая созидательная и "удерживающая" сила в судьбах всего человечества. Вся история раннего христианства связана с монархиями, вначале языческой, затем православной, священной.
Православные монархи, по словам патриарха Константинопольского Антония IV, "упрочили и утвердили благочестие во всей Вселенной". Они помогли Церкви Христовой отстоять чистоту Православия от лжеучений, обеспечили саму возможность созыва и проведения Вселенских Соборов, на которых были приняты Символ Веры и другие священные документы, догматически определяющие и канонически регулирующие жизнь Православной Церкви.
Благодаря монархам, которых Сам Господь просветил светом Истины, страны языческие были просвещены верой Христовой и приняли христианство (так было с Византией, Россией, Грузией и многими иными странами). Особо судьбоносное и промыслительное предназначение монархическая государственность имела (и продолжает иметь) для России, само рождение, становление государственности и наибольший расцвет которой связаны непосредственно с монархическим строем.
"Вспомните, братие, судьбы любезного Отечества нашего! - благовествует знаменитый наш богослов и проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов, 1800 - 1857). - Кто просветил его светом истинной веры и благочестия? Цари православные. Кто основал, расширил, укрепил его и украсил его памятниками веры и славы народной? Цари православные. Кто призвал к нам науки и искусства, образовал наши нравы, приучил к трудолюбивой промышленности, водворил обилие и довольство?Цари православные. Словом, жизнь народа русского всегда нераздельна была с жизнью царей русских и опиралась на ней: вместе они трудились и преуспевали, вместе терпели и страдали. Вместе молились и уповали, вместе сражались и торжествовали...".
"Нелепо отрицать, что именно самодержавие возвеличило и утвердило Россию, вознеся ее к вершинам силы и славы, превратив удельное княжество Московское в величайшую империю мира", - подчеркивал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своем обращении ко Всероссийскому монархическому совещанию в Москве в 1994 году.
Как писал проф. П.Е. Казанский, "верховная власть русского царя сложилась как главный, основной результат более чем тысячелетнего объединительного и организационного процесса, который привел народы Восточной Европы и Северной Азии к сплочению в одно великое государственное целое. В ней нашли свое выражение судьбы русского народа и его национальные особенности, нравственные идеалы и религиозные убеждения".
По его же мысли, становление русского самодержавия есть результат и вершина всемирной мысли: "Для установления русского самодержавия имела непосредственное значение общая работа всемирной мысли, начиная с Византии, над отысканием лучших форм общественной жизни".
К сожалению, ныне былая мощь, слава, величие и благочестие России искусственно принижаются и замалчиваются историками, а облики православных вождей - Помазанников Божиих рисуются в превратно-искаженном свете...
"В сознании русского народа самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный Самим Богом факт, - отмечал священник Павел Флоренский (1882-1943), - милость Божия, а не человеческая условность, так что самодержавие царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры...".
"Вопрос о монархии для русского человека не политический вопрос, а вопрос национального существования", - считал русский патриот и писатель В.Ф. Иванов.
Есть и другой аспект важности и необходимости тщательного и всестороннего изучения святорусской монархии, это вопрос этический и в какой-то степени вопрос кровного, национально-наследственного долга. "Великий и свободный русский народ в течение веков жил при этой форме правления, и было бы недостойным отсутствием уважения по отношению к нашим предкам и к нам самим, если бы мы хотя бы одно мгновение усомнились в ее значении". П. Е. Казанский
Наконец, понимание истинного смысла наилучшей из возможных форм государственности для того или иного народа может иметь и реальное охранительное значение от вероятных разрушений в результате внутренних и внешних вражеских посягательств.
"Если бы русские православные люди имели веру в богооткровенные истины о царской власти, то они могли бы с успехом бороться с врагами нашей Родины, ее погубившими", - утверждал архиепископ Серафим (Соболев), касаясь причин поражения русского православного царства от диавольской революционной стихии.
Все эти глубокие и мудрые высказывания точны и справедливы, но нуждаются в дополнительных комментариях и вдумчивом методическом изучении, с учетом нашего измененного постсоветского рассудочного мышления и сопутствующего тому душевного всенародного затмения...
Церковь Христова освятила царствование православных государей, духовно окормляла их при разработке учения о "симфонии", суть которой заключается в гармоничном взаимоотношении между Церковью, в лице патриаршей власти, и государством, в лице царской власти.
"Догматическое и юридическое основание православное самодержавие, - как пишет митрополит Иоанн (Снычев) в статье "Самодержавие и Россия", - получило... в знаменитых новеллах (т.е. законах) императора Юстиниана (+565), признаваемых Церковью наравне с соборными деяниями и включенных в составленный святым патриархом Фотием Номоканон, а затем и в Славянскую Кормчую".
"Величайшие блага, дарованные людям высшею благостию Божией, - говорится там, - суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни".
Сама жизнь опытно подтвердила и веско удостоверила, что всякое уклонение от этого учения существенно искажает богоугодную форму государственной власти, и, напротив, неуклонное следование ему приносит наилучшие и даже превосходнейшие, по сравнению со всеми иными государственными формами правления, результаты.
Русская Православная Церковь, начиная от первых московских первосвятителей Петра и Алексея и до Филарета и Макария, по словам Г. В. Северина, всегда "освящала и благословляла русское самодержавие", не допуская предательства и измены, видела в этой форме государственной власти лучшее для России устроение.
Преимущество священной монархии перед народоправством подтверждено и в новой социальной концепции Русской Православной Церкви.
"Два священных идеала должны освещать наш путь в борьбе за Россию: православие как основа нашей народной жизни, и самодержавие, как государственный идеал России", - писал В.Ф. Иванов в начале тридцатых годов XX века.
"Православие, Самодержавие и Народность... суть такая же жизненная истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит", - проникновенно взывал забытый ныне поэт и пламенный монархист конца XIX - начала XX вв. Василий Львович Величко (1860-1903). "Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность, - находим у признанного авторитета, святого отца Русской Православной Церкви последних времен святителя Феофана Затворника (1863), - вот что надобно сохранять! - Когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя". А ныне даже в православной прессе можно встретить нападки на священные "коренные стихии" русского народа, на которые указывал святитель.
Действительно, именно эти идеалы (Православие. Самодержавие. Народность) составляли и всегда будут составлять саму сущность Святой Руси, битва за возрождение которой уже началась (а незримо не прекращалась и в годы богоборческого рабства русского народа). И никакой здравомыслящий православный человек не может даже и представить Святую Русь в форме социалистического государства, тем паче президентской секуляризованной республики, но только лишь в царственном достоинстве Христовой Царской России во главе с Белым Православным Государем!
Безразличное отношение православных людей к формам государственной власти Отечества своего (так называемая "аполитичность") есть явление новое, нездоровое, опасное и ненормальное для русского человека. Слово Божие свидетельствует, что нет власти не от Бога ("ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13, Т). Но государственная власть от Бога может быть только царской. Всякая же иная власть, в том числе и агрессивно-богоборческая (к примеру, большевистская) или же безбожная (республиканская, демократическая), лишь попускается Господом за грехи наши.
"Поэтому вправе мы сказать, - писал св. Исидор Пелусиот, - что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом. Но если какой злодей беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему...".
Эти злодеи-беззаконники, похитившие царскую власть у русского народа, были масоны-революционеры и близкие к ним другие "нехорошие элементы" (термин государя Николая II). Замена единоначалия на многовластие есть тоже признак греховного отступления от божественных истин. "Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников", - говорит о последствиях беззакония народа Священное Писание (Притч. 28, 2).
Потому стремиться всем чадам Церкви Христовой надлежит всегда к власти от Бога, к богоустановленной форме государственности, а не к самовольно созданным путем обмана и насилия (хотя и попущенным Богом) формам правления.
По справедливому замечанию русского мыслителя-монархиста Ивана Солоневича (1898-1953), история человечества есть история прежде всего монархий. Республики же, как правило, возникали уже на обломках империй, как возникла и наша так называемая советская (а теперь уже ставшая постсоветской) Россия.
"Не будет Царя - не будет и России!" - предупреждали русские святые последних времен. "Не будет Царя - не будет и России, - вторит им князь Николай Жевахов, бывший товарищ оберпрокурора Св. Синода, - и русское государство неизбежно сойдет с пути, предуказанного Богом. И это понятно, ибо то, что Бог вручает Своему Помазаннику, того не может вручить толпе".
"Только монархический строй дает прочность России", - убеждал святой праведный Иоанн Кронштадтский свою всероссийскую паству, - при конституции она вся разделится по частям" (воистину так! Что мы и наблюдаем ныне).
Основа русскости есть не национальность, не профессия и не место рождения, а подлинная, воспринятая всем сердцем и всей душою русская идеология, которая отражена в словах; Православие, Самодержавие, Народность. Этот мудрый сплав триединства заповедан русскому народу нашими благочестивыми предками на все времена, до Второго пришествия Христа, как залог верности Православию и грядущего акта Промыслительной вселенской миссии России!
"Неразумны и неправдивы те люди, те писатели и ораторы, которые говорят, будто Православная Церковь Русская могла и может существовать при всяком государственном строе, начиная с республики. Надо голову потерять, чтобы говорить такие несообразности", - возмущался еще в 1929 году старейший из оставшихся тогда в живых архипастырей Русской Православной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). "Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй может быть только сообразным православной вере русского народа, так как только об этой власти говорят нам богооткровенные писатели и святые отцы", - писал архиепископ Серафим (Соболев) в своей глубокой и удивительно современной книге "Русская идеология".
"Церковь не может быть безразличной к тому, какой государственный строй будет в России; она может ради своего собственного блага и ради возрождения своей Родины стремиться к восстановлению в ней только одного строя - самодержавной власти царя, Помазанника Божия", - находим сходное умозаключение у известного русского духовного писателя и историка Церкви Н.Д. Тальберга (1886-1967).
К сожалению, и ныне в среде православных русских людей каким-то странным образом уживается унаследованный от советской идеологической системы махровый антимонархизм, сочетающийся с невежественным пренебрежительным отношением к царской власти, к самим Помазанникам Божиим. Автору этих строк неоднократно приходилось лично быть свидетелем непочтительного отношения к священной православной монархии (которую почему-то обычно путают с языческой монархией, восточным деспотизмом или искаженными монархическими болезнями формами правления). Что самое печальное, подобное встречается не только среди мирян, но и среди священства. И уж совсем непонятна нынешняя лояльность нашей церковной цензуры в отношении антимонархических публикаций в православной периодической печати... Примеров тому можно привести немало.
Вспоминаются достойные хрестоматийного признания в качестве канонической истины слова новомученика российского митрополита Владимира (Богоявленского) (1848-1918): "Священник не монархист не достоин стоять у Св. Престола". Насколько же актуально звучат слова Владыки в наши дни! По мысли архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые подвержены антимонархическим настроениям, должны немедленно покаяться в том, ибо антимонархизм есть не что иное, как внутренне носимое бунтарство против Помазанника Божия, грех противления, иными словами, скрытое беснование.
О том же пишет и прот. Евгений Попов в "Нравственном богословии для мирян": "Итак, отвергать необходимость, божественное происхождение и священные права царя есть великий грех. Это один из самых богопротивных грехов, которыми будут отличаться люди пред кончиной мира".
Кульминацией отступления от Бога и Царя в последние времена станет восшествие антихриста на царский трон при отрицании людьми Божественной и царской власти (2.Солун. 2,4).
Впрочем, довольно часто имеет место иная позиция, заключающаяся не в отрицательном отношении к царской власти, а в полном безразличии, выдаваемом за христианское смирение и терпимость, в том числе ко всякой внешней и внутренней политике государства. Такая позиция не менее ущербна и гибельна, ибо по сути своей близка к осужденной в Священном Писании "теплохладости" (см. Откр. 3, 15-16). Совершенно иные примеры видим мы в истории Отечества нашего, например, в грозном обличении незаконной самозванной власти Святейшим патриархом Гермогеном (1530-1612), замученным врагами России, но не отрекшимся от правды. И ныне доносятся его пламенные слова ко всем оставшимся верным русской идеологии людям: "Благословляю верных русских людей, подымающихся на защиту веры, царя и отечества, и проклинаю вас, изменники!".
Нынешнее время характеризуется великим разбродом и шатанием умов. Идут поиски новых путей развития страны. Делаются попытки повернуть Россию на путь некого общечеловеческого цивилизованного развития. Появляются в печати статьи некоторых современных авторов (именующих себя православными), в которых положительно оценивается отделение Церкви от государства (давняя мечта масонства!) и демократизация России. Совершенно очевидно, что в настоящий период наше правительство не имеет достаточных сил и возможностей на самостоятельный курс, подобный провозглашенному некогда Столыпиным: "Россия для русских!". Столь же очевидно, что гонимость Церкви Христовой со стороны секуляризованного государства всегда неизбежна, хотя и может быть облачена в более завуалированные, нежели при большевизме, формы, не связанные с прямым насилием (например, через финансовое, налоговое закабаление и прочее).
Богомудрые святые отцы предупреждали, что мирное сосуществование безбожной власти с Церковью Христовой возможно лишь посредством компромиссов или отступлений от Христовой истины. Особый соблазн для последних времен будет представлять сребролюбие (пророчества преп. Серафима Саровского, свт. Игнатия Брянчанинова и некоторых других святых)...
Вместе с тем происходит все более зримое рассеивание бесовских чар и пробуждение умов у наших людей от величайшего помрачения, затмения и летаргического сна, сна духовного бесчувствия и забвения своих истоков (как представляется, животворный процесс этот напрямую связан с прославлением Русской Православной Церковью Царственных Мучеников на Архиерейском Соборе в августе 2000 года).
Множится число православных храмов, монастырей, патриотических объединений, монархических публикаций, идейных течений, православных издательств и просветительских организаций. Отвергнуть ныне священную монархию (к чему так настойчиво призывают антимонархисты всех мастей в России и вне ее) значило бы отвергнуть русский путь, русскую идеологию, богословие святых отцов наших, погубить дело возрождения Святой Руси!
"Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве православной веры; если будем рассуждать - установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что она на Священном Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не может быть предметом нашего внимания, то при наступлении возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к царской самодержавной власти. В таком случае этого возрождения мы не увидим никогда", - справедливо утверждал арх. Серафим (Соболев), так глубоко и всесторонне исследовавший аспекты православного учения, касающиеся священной монархии, и так ясно и веско, вслед за его великим предшественником в этом деле Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, выговоривший эти столь необходимые для нашего больного и смутного времени глубокомысленные духоносные слова.
Промыслом Божиим даруется ныне русскому народу открытие подлинной исторической правды, касающейся разрушения России и ее духовного пленения антихристианскими силами. И сквозь густой еще мрак невежества и лжи, удушающей атмосферы нравственного растления и всеобщей растерянности все явственнее слышится зов колоколов Святой Руси, все четче проступают очертания порфиры и венца будущего законного духовного вождя, хозяина земли русской - Белого Православного Царя.
"Благословенно Царство" В. К. Невярович
+++

Царь

В муках изведав народное горе,
Жалкой, разбитой душой
Ищем мы робко, с надеждой во взоре
Мира в юдоли земной.
Глядя в прошедшее наше сурово,
Каясь, как прадеды встарь,
Шепчем мы жадно заветное слово,
Слово желанное - "Царь".
В нем - все стремленье и чаянье наше
Лучших, забытых времен,
Тех, что не будет и не было краше
В прошлом счастливых племен.
Царь - это солнце блистательной славы;
Царь - это радость страны,
Грозная сила могучей державы,
Страшной врагам без войны.
Царь - это вера и правда святая;
Звон златоглавых церквей,
Русь богомольная, Русь вековая
Дедов, отцов, сыновей.
Царь - это вдовьи отертые слезы,
Труд безмятежный в глуши,
Царь - это лучшие, светлые грезы
Любящей русской души!

Сергей Бехтеев

Содержание

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13