Одним своим существованием она явила себя
как важнейшая созидательная и "удерживающая" сила в судьбах всего
человечества. Вся история раннего христианства связана с монархиями,
вначале языческой, затем православной, священной.
Православные монархи, по словам патриарха Константинопольского Антония
IV, "упрочили и утвердили благочестие во всей Вселенной". Они помогли
Церкви Христовой отстоять чистоту Православия от лжеучений, обеспечили
саму возможность созыва и проведения Вселенских Соборов, на которых были
приняты Символ Веры и другие священные документы, догматически
определяющие и канонически регулирующие жизнь Православной Церкви.
Благодаря монархам, которых Сам Господь просветил светом Истины, страны
языческие были просвещены верой Христовой и приняли христианство (так
было с Византией, Россией, Грузией и многими иными странами). Особо
судьбоносное и промыслительное предназначение монархическая
государственность имела (и продолжает иметь) для России, само рождение,
становление государственности и наибольший расцвет которой связаны
непосредственно с монархическим строем.
"Вспомните, братие, судьбы любезного Отечества нашего! - благовествует
знаменитый наш богослов и проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий
(Борисов, 1800 - 1857). - Кто просветил его светом истинной веры и
благочестия? Цари православные. Кто основал, расширил, укрепил его и
украсил его памятниками веры и славы народной? Цари православные. Кто
призвал к нам науки и искусства, образовал наши нравы, приучил к
трудолюбивой промышленности, водворил обилие и довольство?Цари
православные. Словом, жизнь народа русского всегда нераздельна была с
жизнью царей русских и опиралась на ней: вместе они трудились и
преуспевали, вместе терпели и страдали. Вместе молились и уповали,
вместе сражались и торжествовали...".
"Нелепо отрицать, что именно самодержавие возвеличило и утвердило
Россию, вознеся ее к вершинам силы и славы, превратив удельное княжество
Московское в величайшую империю мира", - подчеркивал митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своем обращении ко
Всероссийскому монархическому совещанию в Москве в 1994 году.
Как писал проф. П.Е. Казанский, "верховная власть русского царя
сложилась как главный, основной результат более чем тысячелетнего
объединительного и организационного процесса, который привел народы
Восточной Европы и Северной Азии к сплочению в одно великое
государственное целое. В ней нашли свое выражение судьбы русского народа
и его национальные особенности, нравственные идеалы и религиозные
убеждения".
По его же мысли, становление русского самодержавия есть результат и
вершина всемирной мысли: "Для установления русского самодержавия имела
непосредственное значение общая работа всемирной мысли, начиная с
Византии, над отысканием лучших форм общественной жизни".
К сожалению, ныне былая мощь, слава, величие и благочестие России
искусственно принижаются и замалчиваются историками, а облики
православных вождей - Помазанников Божиих рисуются в
превратно-искаженном свете...
"В сознании русского народа самодержавие не есть юридическое право, а
есть явленный Самим Богом факт, - отмечал священник Павел Флоренский
(1882-1943), - милость Божия, а не человеческая условность, так что
самодержавие царя относится к числу понятий не правовых, а
вероучительных, входит в область веры...".
"Вопрос о монархии для русского человека не политический вопрос, а
вопрос национального существования", - считал русский патриот и писатель
В.Ф. Иванов.
Есть и другой аспект важности и необходимости тщательного и
всестороннего изучения святорусской монархии, это вопрос этический и в
какой-то степени вопрос кровного, национально-наследственного долга.
"Великий и свободный русский народ в течение веков жил при этой форме
правления, и было бы недостойным отсутствием уважения по отношению к
нашим предкам и к нам самим, если бы мы хотя бы одно мгновение
усомнились в ее значении". П. Е. Казанский
Наконец, понимание истинного смысла наилучшей из возможных форм
государственности для того или иного народа может иметь и реальное
охранительное значение от вероятных разрушений в результате внутренних и
внешних вражеских посягательств.
"Если бы русские православные люди имели веру в богооткровенные истины о
царской власти, то они могли бы с успехом бороться с врагами нашей
Родины, ее погубившими", - утверждал архиепископ Серафим (Соболев),
касаясь причин поражения русского православного царства от диавольской
революционной стихии.
Все эти глубокие и мудрые высказывания точны и справедливы, но нуждаются
в дополнительных комментариях и вдумчивом методическом изучении, с
учетом нашего измененного постсоветского рассудочного мышления и
сопутствующего тому душевного всенародного затмения...
Церковь Христова освятила царствование православных государей, духовно
окормляла их при разработке учения о "симфонии", суть которой
заключается в гармоничном взаимоотношении между Церковью, в лице
патриаршей власти, и государством, в лице царской власти.
"Догматическое и юридическое основание православное самодержавие, - как
пишет митрополит Иоанн (Снычев) в статье "Самодержавие и Россия", -
получило... в знаменитых новеллах (т.е. законах) императора Юстиниана
(+565), признаваемых Церковью наравне с соборными деяниями и включенных
в составленный святым патриархом Фотием Номоканон, а затем и в
Славянскую Кормчую".
"Величайшие блага, дарованные людям высшею благостию Божией, - говорится
там, - суть священство и царство, из которых первое заботится о
божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах,
а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение
человеческой жизни".
Сама жизнь опытно подтвердила и веско удостоверила, что всякое уклонение
от этого учения существенно искажает богоугодную форму государственной
власти, и, напротив, неуклонное следование ему приносит наилучшие и даже
превосходнейшие, по сравнению со всеми иными государственными формами
правления, результаты.
Русская Православная Церковь, начиная от первых московских
первосвятителей Петра и Алексея и до Филарета и Макария, по словам Г. В.
Северина, всегда "освящала и благословляла русское самодержавие", не
допуская предательства и измены, видела в этой форме государственной
власти лучшее для России устроение.
Преимущество священной монархии перед народоправством подтверждено и в
новой социальной концепции Русской Православной Церкви.
"Два священных идеала должны освещать наш путь в борьбе за Россию:
православие как основа нашей народной жизни, и самодержавие, как
государственный идеал России", - писал В.Ф. Иванов в начале тридцатых
годов XX века.
"Православие, Самодержавие и Народность... суть такая же жизненная
истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит",
- проникновенно взывал забытый ныне поэт и пламенный монархист конца XIX
- начала XX вв. Василий Львович Величко (1860-1903). "Издавна
охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и
полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и
Народность, - находим у признанного авторитета, святого отца Русской
Православной Церкви последних времен святителя Феофана Затворника
(1863), - вот что надобно сохранять! - Когда ослабеют или изменятся сии
начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое
священное трехцветное знамя". А ныне даже в православной прессе можно
встретить нападки на священные "коренные стихии" русского народа, на
которые указывал святитель.
Действительно, именно эти идеалы (Православие. Самодержавие. Народность)
составляли и всегда будут составлять саму сущность Святой Руси, битва за
возрождение которой уже началась (а незримо не прекращалась и в годы
богоборческого рабства русского народа). И никакой здравомыслящий
православный человек не может даже и представить Святую Русь в форме
социалистического государства, тем паче президентской секуляризованной
республики, но только лишь в царственном достоинстве Христовой Царской
России во главе с Белым Православным Государем!
Безразличное отношение православных людей к формам государственной
власти Отечества своего (так называемая "аполитичность") есть явление
новое, нездоровое, опасное и ненормальное для русского человека. Слово
Божие свидетельствует, что нет власти не от Бога ("ибо нет власти не от
Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13, Т). Но
государственная власть от Бога может быть только царской. Всякая же иная
власть, в том числе и агрессивно-богоборческая (к примеру,
большевистская) или же безбожная (республиканская, демократическая),
лишь попускается Господом за грехи наши.
"Поэтому вправе мы сказать, - писал св. Исидор Пелусиот, - что самое
дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены
Богом. Но если какой злодей беззаконник восхитит сию власть, то не
утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему...".
Эти злодеи-беззаконники, похитившие царскую власть у русского народа,
были масоны-революционеры и близкие к ним другие "нехорошие элементы"
(термин государя Николая II). Замена единоначалия на многовластие есть
тоже признак греховного отступления от божественных истин. "Когда страна
отступит от закона, тогда много в ней начальников", - говорит о
последствиях беззакония народа Священное Писание (Притч. 28, 2).
Потому стремиться всем чадам Церкви Христовой надлежит всегда к власти
от Бога, к богоустановленной форме государственности, а не к самовольно
созданным путем обмана и насилия (хотя и попущенным Богом) формам
правления.
По справедливому замечанию русского мыслителя-монархиста Ивана
Солоневича (1898-1953), история человечества есть история прежде всего
монархий. Республики же, как правило, возникали уже на обломках империй,
как возникла и наша так называемая советская (а теперь уже ставшая
постсоветской) Россия.
"Не будет Царя - не будет и России!" - предупреждали русские святые
последних времен. "Не будет Царя - не будет и России, - вторит им князь
Николай Жевахов, бывший товарищ оберпрокурора Св. Синода, - и русское
государство неизбежно сойдет с пути, предуказанного Богом. И это
понятно, ибо то, что Бог вручает Своему Помазаннику, того не может
вручить толпе".
"Только монархический строй дает прочность России", - убеждал святой
праведный Иоанн Кронштадтский свою всероссийскую паству, - при
конституции она вся разделится по частям" (воистину так! Что мы и
наблюдаем ныне).
Основа русскости есть не национальность, не профессия и не место
рождения, а подлинная, воспринятая всем сердцем и всей душою русская
идеология, которая отражена в словах; Православие, Самодержавие,
Народность. Этот мудрый сплав триединства заповедан русскому народу
нашими благочестивыми предками на все времена, до Второго пришествия
Христа, как залог верности Православию и грядущего акта Промыслительной
вселенской миссии России!
"Неразумны и неправдивы те люди, те писатели и ораторы, которые говорят,
будто Православная Церковь Русская могла и может существовать при всяком
государственном строе, начиная с республики. Надо голову потерять, чтобы
говорить такие несообразности", - возмущался еще в 1929 году старейший
из оставшихся тогда в живых архипастырей Русской Православной Церкви
митрополит Антоний (Храповицкий). "Будем свидетельствовать, что никакая
иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй
может быть только сообразным православной вере русского народа, так как
только об этой власти говорят нам богооткровенные писатели и святые
отцы", - писал архиепископ Серафим (Соболев) в своей глубокой и
удивительно современной книге "Русская идеология".
"Церковь не может быть безразличной к тому, какой государственный строй
будет в России; она может ради своего собственного блага и ради
возрождения своей Родины стремиться к восстановлению в ней только одного
строя - самодержавной власти царя, Помазанника Божия", - находим сходное
умозаключение у известного русского духовного писателя и историка Церкви
Н.Д. Тальберга (1886-1967).
К сожалению, и ныне в среде православных русских людей каким-то странным
образом уживается унаследованный от советской идеологической системы
махровый антимонархизм, сочетающийся с невежественным пренебрежительным
отношением к царской власти, к самим Помазанникам Божиим. Автору этих
строк неоднократно приходилось лично быть свидетелем непочтительного
отношения к священной православной монархии (которую почему-то обычно
путают с языческой монархией, восточным деспотизмом или искаженными
монархическими болезнями формами правления). Что самое печальное,
подобное встречается не только среди мирян, но и среди священства. И уж
совсем непонятна нынешняя лояльность нашей церковной цензуры в отношении
антимонархических публикаций в православной периодической печати...
Примеров тому можно привести немало.
Вспоминаются достойные хрестоматийного признания в качестве канонической
истины слова новомученика российского митрополита Владимира
(Богоявленского) (1848-1918): "Священник не монархист не достоин стоять
у Св. Престола". Насколько же актуально звучат слова Владыки в наши дни!
По мысли архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые
подвержены антимонархическим настроениям, должны немедленно покаяться в
том, ибо антимонархизм есть не что иное, как внутренне носимое
бунтарство против Помазанника Божия, грех противления, иными словами,
скрытое беснование.
О том же пишет и прот. Евгений Попов в "Нравственном богословии для
мирян": "Итак, отвергать необходимость, божественное происхождение и
священные права царя есть великий грех. Это один из самых богопротивных
грехов, которыми будут отличаться люди пред кончиной мира".
Кульминацией отступления от Бога и Царя в последние времена станет
восшествие антихриста на царский трон при отрицании людьми Божественной
и царской власти (2.Солун. 2,4).
Впрочем, довольно часто имеет место иная позиция, заключающаяся не в
отрицательном отношении к царской власти, а в полном безразличии,
выдаваемом за христианское смирение и терпимость, в том числе ко всякой
внешней и внутренней политике государства. Такая позиция не менее
ущербна и гибельна, ибо по сути своей близка к осужденной в Священном
Писании "теплохладости" (см. Откр. 3, 15-16). Совершенно иные примеры
видим мы в истории Отечества нашего, например, в грозном обличении
незаконной самозванной власти Святейшим патриархом Гермогеном
(1530-1612), замученным врагами России, но не отрекшимся от правды. И
ныне доносятся его пламенные слова ко всем оставшимся верным русской
идеологии людям: "Благословляю верных русских людей, подымающихся на
защиту веры, царя и отечества, и проклинаю вас, изменники!".
Нынешнее время характеризуется великим разбродом и шатанием умов. Идут
поиски новых путей развития страны. Делаются попытки повернуть Россию на
путь некого общечеловеческого цивилизованного развития. Появляются в
печати статьи некоторых современных авторов (именующих себя
православными), в которых положительно оценивается отделение Церкви от
государства (давняя мечта масонства!) и демократизация России.
Совершенно очевидно, что в настоящий период наше правительство не имеет
достаточных сил и возможностей на самостоятельный курс, подобный
провозглашенному некогда Столыпиным: "Россия для русских!". Столь же
очевидно, что гонимость Церкви Христовой со стороны секуляризованного
государства всегда неизбежна, хотя и может быть облачена в более
завуалированные, нежели при большевизме, формы, не связанные с прямым
насилием (например, через финансовое, налоговое закабаление и прочее).
Богомудрые святые отцы предупреждали, что мирное сосуществование
безбожной власти с Церковью Христовой возможно лишь посредством
компромиссов или отступлений от Христовой истины. Особый соблазн для
последних времен будет представлять сребролюбие (пророчества преп.
Серафима Саровского, свт. Игнатия Брянчанинова и некоторых других
святых)...
Вместе с тем происходит все более зримое рассеивание бесовских чар и
пробуждение умов у наших людей от величайшего помрачения, затмения и
летаргического сна, сна духовного бесчувствия и забвения своих истоков
(как представляется, животворный процесс этот напрямую связан с
прославлением Русской Православной Церковью Царственных Мучеников на
Архиерейском Соборе в августе 2000 года).
Множится число православных храмов, монастырей, патриотических
объединений, монархических публикаций, идейных течений, православных
издательств и просветительских организаций. Отвергнуть ныне священную
монархию (к чему так настойчиво призывают антимонархисты всех мастей в
России и вне ее) значило бы отвергнуть русский путь, русскую идеологию,
богословие святых отцов наших, погубить дело возрождения Святой Руси!
"Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не
будем иметь к ней надлежащего отношения на почве православной веры; если
будем рассуждать - установлена она от Бога или нет, и даже утверждать,
что она на Священном Писании не основана, что сама по себе не имеет
ценности и не может быть предметом нашего внимания, то при наступлении
возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным
отношением нашим к царской самодержавной власти. В таком случае этого
возрождения мы не увидим никогда", - справедливо утверждал арх. Серафим
(Соболев), так глубоко и всесторонне исследовавший аспекты православного
учения, касающиеся священной монархии, и так ясно и веско, вслед за его
великим предшественником в этом деле Святителем Филаретом (Дроздовым),
митрополитом Московским, выговоривший эти столь необходимые для нашего
больного и смутного времени глубокомысленные духоносные слова.
Промыслом Божиим даруется ныне русскому народу открытие подлинной
исторической правды, касающейся разрушения России и ее духовного
пленения антихристианскими силами. И сквозь густой еще мрак невежества и
лжи, удушающей атмосферы нравственного растления и всеобщей
растерянности все явственнее слышится зов колоколов Святой Руси, все
четче проступают очертания порфиры и венца будущего законного духовного
вождя, хозяина земли русской - Белого Православного Царя.
"Благословенно Царство" В. К. Невярович
+++
Царь
В муках изведав народное горе,
Жалкой, разбитой душой
Ищем мы робко, с надеждой во взоре
Мира в юдоли земной.
Глядя в прошедшее наше сурово,
Каясь, как прадеды встарь,
Шепчем мы жадно заветное слово,
Слово желанное - "Царь".
В нем - все стремленье и чаянье наше
Лучших, забытых времен,
Тех, что не будет и не было краше
В прошлом счастливых племен.
Царь - это солнце блистательной славы;
Царь - это радость страны,
Грозная сила могучей державы,
Страшной врагам без войны.
Царь - это вера и правда святая;
Звон златоглавых церквей,
Русь богомольная, Русь вековая
Дедов, отцов, сыновей.
Царь - это вдовьи отертые слезы,
Труд безмятежный в глуши,
Царь - это лучшие, светлые грезы
Любящей русской души!
Сергей Бехтеев
Содержание |