Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Православные Вести

Благословенно Царство

Царь. История происхождения

"Камень преткновения", или Трудное место в Библии

Уже в XIV главе книги Бытия Священное Писание упоминает имена некоторых языческих царей. Согласно "Полному православному богословскому энциклопедическому словарю", слово "царь" (произошедшее от римского слова "цезарь" или от санскр. "sаг"; впрочем, существуют также и иные версии на сей счет) означает главного начальника, верховного правителя, вождя, повелителя, властителя страны или народа, государя, монарха.
О величии и высоком достоинстве самого имени "царь" говорит тот факт, что оно употребляется в Священном Писании не только по отношению к людям, но и Самому Богу! Власть царя, как и мужа, и главы семейства, есть установление божественное, а не человеческое. "Начала и первого образа царской власти между людьми надобно искать в семействе, которое представляет первые начала человеческого общества (Быт. 1, 27-28)". Как писал св. прав. Иоанн Кронштадтский, "создав человека на земле - царя всех тварей земных и предназначив его к размножению, многочисленному, как песок морской или как звезды небесные, Царь Творец поставил царей к разным народам, произошедшим после столпотворения и смешения Вавилонского, и почтил их державою Своею и владычеством над народами и племенами - правом управления и суда над ними".
"Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет", - находим у пророка Даниила (Дан. 4, 14). Идея о божественном происхождении царской власти, согласно мнению Ивана Ильина, подтвержденному обстоятельными доказательствами, характерна фактически для всех народов мира. "Идея божественного происхождения монархии в искаженной форме имела место и в языческом мире - в Китае, Египте, Риме, Японии, - пишет современный публицист Е. Лукашевский. - Даже античные республики возводили основание своих государств к древним царям божественного происхождения - Гераклу, Миносу, Энею и т.д. Но сформулированная идея монарха как Помазанника Божия нашла свое выражение в древнем Израиле..." Между тем цари в самом богоизбранном племени появляются значительно позже, чем в окружавших израильтян народах и народностях. Однако уже Аврааму (Быт. 17, 6, 16) и патриарху Иакову (Быт. 35, 11) Бог предсказывал, что от них произойдут многие народы и цари. Причем обещания Бога, по мысли архиепископа Серафима (Соболева), имели характер высочайшей милости и великого благодеяния...
О законности царской власти для еврейского народа свидетельствует и Второзаконие: "Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой" (Втор. 17, 14-15).
Вместе с тем для угодного, в лице Бога, царского правления Господом дается ряд конкретных предписаний. В частности, чтобы царь "не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно" (Втор. 17, 17). Но самым наиважнейшим представляется следующий вневременный, Самим Богом изъявленный наказ для царей: "Но когда он (царь - В.Н.) сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии" (Втор. 17, 18—19).
Итак, исходя из вышеизложенного, можно заключить: царское правление не было греховным для еврейского народа, но лишь регулировалось особыми предписаниями, что существенно отличало его от языческих царств. Царская власть должна была исполнять волю Божию и отличаться своей высокой правдой и справедливостью. Вот что написано на сей счет в книге премудростей царя Соломона: "Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся перед народами! От Господа дана нам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, - и строг суд над начальствующими..." (Прем. 6, 1-5). Евреи долгое время управлялись через вождей - пророков и судей - Самим Богом. "Господь Бог был их Царем. Моисей, Иисус Навин и Судии были Его исполнителями; книги закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю". Господь хотел видеть сей народ "царством священников и народом святым" (Исх. 19, 6). Такой способ правления, именующийся как теократический, несомненно, на порядок выше монархии, однако требует всенародной веры и высокого нравственного достоинства. Этих качеств у еврейского народа явно не хватило, ибо произошло сильное растление богоизбранного народа, так что даже сыновья священника Господня Илия вели, не стесняясь никого, развращенный и порочный образ жизни (1 Цар., гл. 2). Пришло время, когда само состояние еврейского народа требовало каких-то радикальных перемен. Вот как описывает эту достаточно сложную ситуацию проф. Санкт-Петербургской Духовной академии А. П. Лопухин (1852-1904) в книге "Библейская история":
"Желание иметь царя вызвано было в народе израильском окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по тем возвышенным началам богоправления, которые изложены были в законодательстве Моисеевом.
За время судей пришла в расстройство вся жизнь народа, как религиозно-нравственная, так и государственно-общественная и семейная. Богослужение хотя продолжало совершаться главным образом при скинии, но жертвы приносились в других местах, что легко вело к развитию суеверия и прямо к уклонению в идолопоклонство. При отсутствии твердой власти для наблюдения за исполнением законов, нравственность, к великому прискорбию отдельных благочестивых людей, все более падала. Господствовавшие повсюду своеволие и хищничество все более ослабляли силы народа, чем пользовались хананеи, безнаказанно расхищавшие царство Иеговы". Народ видел выход "единственно в учреждении твердой царской власти". Противники монархии чрезвычайно нажимают в своих доводах о якобы низком достоинстве монархической формы правления в глазах Бога, ссылаясь на 8-ю главу 1 -й книги Царств.
Для большей наглядности процитируем все начало 8-й главы: "Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас" (1 Цар. 8, 1-6).
Пророк стал молиться Господу и получил ответ: "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними" (1 Цар. 8, 7). Доводы антимонархистов следующие: "Господь осудительно отнесся к просящему царя народу; более того, Он засвидетельствовал, что, прося царя, израильский народ тем самым отверг Бога!". Подобное толкование, конечно же, идет вразрез со святоотеческим. Правда здесь заключается лишь в том, что просить такого же видимого царя, как у прочих народов-язычников, вместо непосредственно Божьего правления было действительно греховным для богоизбранного народа. Грех заключался не в желании иметь царя, а в отступлении от Бога. "При этом Бог осудил в народе Своем недоверие к Его Промыслу, склонность к новому и подражание язычникам, но самую власть царя подтвердил и освятил Своим помазанием", - говорится в "Полном православном богословском энциклопедическом словаре". Именно об этом свидетельствует нам и Слово Божие (см. 1 Цар. Гл. 8-12).
Сам Господь Бог милостиво идет навстречу людям, даруя желанного царя, хотя и возводит его на царствование по-иному, нежели чем у окружающих народов: не через случайный приход или захват власти, как это бывало у язычников, а через особое помазание пророком Божиим, во исполнение воли Божьей и Божьего благоволения! Вот как Священное Писание говорит о возведении на царство первого царя: "И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула. - В. Н.), и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их...]" (1 Цар. 10, 1). Итак, пророк целует, поздравляет нового царя, говоря, что Сам Бог возводит, "помазывает" его на царство, свидетельствует о грядущих военных победах Помазанника Божьего над врагами. Где же здесь греховность или богонеугодность царской формы власти? Неужели Господь бы благословил пророка на греховное деяние? Нет, но наверняка бы потребовал покаяния у согрешившего народа, чего мы не видим в Священном Писании.
Тихомиров в книге "Монархическая государственность" пишет: "В протестантстве очень распространена мысль, будто бы в Библии царская власть не одобряется и составляет, как выражено в Библии, "грех перед Господом"... Трудно понять, как повторяют подобные вещи люди, читавшие Библию". Еще более ясно и подробно достоинство царской власти раскрывается в творениях святых отцов и церковных учителей. Особенно убедительно (если не сказать изумительно и блестяще!) решают эту задачу митрополит Московский Филарет (Дроздов) в "Христианском учении о царской власти и об обязанностях верноподданных" и архиепископ Серафим (Соболев) в книгах "Русская идеология" и "Об истинном монархическом миросозерцании". Однако прежде чем познакомиться со святоотеческими доводами, обратимся к глубокой и, как представляется, дальновидной статье современного писателя Владимира Карпеца "Российское самодержавие и русское будущее":
"По рассказу Книги Судей, "в те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 21, 25). Однако отвергший Бога "народ жестоковыйный" сам просит поставить над собою царя (1 Цар. 8, 5), и Бог, снисходя к слабости людей, ставит через пророка Самуила царем Саула и благословляет царство. Народ и царь вступают в неразрывную связь: "Если... будете и вы и царь ваш... ходить вслед Господа, Бога вашего, [то рука Господа не будет против вас]; ...если же вы будете делать зло, то и вы и ваш царь погибнете" (1 Цар. 12, 14, 25)". Здесь автор справедливо подчеркивает два важных момента: 1. Бог снисходит к слабости людей, просящих видимый символ власти и тем самым отвергая священный, невидимый. 2. Господь благословляет царя на царствование, но при этом дает определенное предписание как народу, так и царю.
В той же статье Владимир Карпец проводит еще одну интересную мысль на предмет соотношения государственной формы власти с духовным возрастом человечества, удачно используя при этом образную художественную стилистику: "В этом смысле непосредственную теократию можно уподобить духовно высочайшему состоянию человека - девству, монашеству; царскую власть - браку". А вот как объясняет становление царской власти у богоизбранного народа архиепископ Серафим в своем замечательном труде "Русская идеология": "Господь учредил самодержавную власть царя для того, чтобы он спасал израильский народ от врагов его (1 Цар. 9, 16). Эта власть обеспечивает жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 1-2), являясь источником временной счастливой и спасительной нашей жизни". Эта мысль об особой охранительной и оберегающей роли царской власти, причем не только от внешних и внутренних видимых врагов, но и от самого антихриста, весьма характерна для святых отцов, которые, согласно Священному Писанию, понимали высшее предназначение царя как "удерживающего" на земле от хаоса и беспредела (святители Иоанн Златоуст, Феофан Затворник и другие). Митрополит Московский Филарет (Дроздов) разъясняет, что лучшее и полезнейшее для людей правительство должно быть только в форме единоначалия. И именно с этой целью ("для непрерывного единоначалия") "Бог в народе поставил царя". До того же, "во времена неведения, когда люди забыли Творца своего" Бог даровал Своему избранному народу патриарха Авраама, "чудесно сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством (1 Цар. 8, 7); наконец Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесные знамения Своей верховной власти". Кроме того, исходя из православного учения о священной монархии, святитель Филарет (Дроздов) выделяет четыре наиважнейших истины (догматы). Вот как комментирует их смысл архиепископ Серафим Соболев: "Первая, что Бог насаждает царя на престоле, или, иначе сказать, царская власть есть Божественное учреждение. Вторая, что Бог насаждает на престоле царевом от плода чрева царя, то есть: наследственность царской власти. Третья, что царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: "Вознесох избранного от людей Моих" (Пс. 88, 20). Четвертое, что царская наследственная власть и для народа важный и благотворный дар Божий...". Не будем подробно останавливаться на этих богооткровенных истинах, столь блестяще раскрытых в работах святителя Филарета и архиепископа Серафима, а лишь адресуем интересующихся учением о священной православной монархии к подлинникам...
Итак, исходя из всего вышесказанного, необходимо сделать четкий логический вывод: монархия есть истинно богоустановленная, а не надуманная, самовольно созданная, греховная в глазах Бога земная власть. Как подчеркивал Московский святитель Филарет, "Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу Своего вседержительства - царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, - царя наследственного".
Выпады современных противников монархии по поводу идеи уподобления в лице царя на земле небесного Божественного единоначалия кажутся совершенно несостоятельными.
Например, один из ныне здравствующих известных наших православных богословов аргументировал свое несогласие с традиционным святоотеческим взглядом тем, что, дескать, Бог есть Троица, а потому и земная власть, если она претендует на зеркальное отображение небесного, должна быть представлена в трех лицах. Но Бог, как известно, един, хотя и в трех Лицах. И тайна сия велика! Впрочем, и земной царь сосредотачивает в себе как государственное политическое, так и военное, а в мирских вопросах даже и церковное единоначалие. Кроме того, в лице царя можно усмотреть слияние царского и священного достоинств. Если с царским достоинством понятно, то со священным уже нередки (особенно в наши дни) сомнения, неприятия и кривотолки, являющиеся, впрочем, прямыми признаками беснования, ибо опять-таки, как совершенно справедливо утверждал владыка Серафим (Соболев), подобные проявления характеризуют собой укоренившийся грех противления, хулы и крамолы на Помазанника Божия.
Нередко противники монархии утверждают, что царь есть такой же мирянин и поэтому, дескать, не имеет права вмешиваться в церковные вопросы. Но православный царь венчается на власть Церковью Христовой, а в ее лице Самим Богом. "Цари издревле называются "Помазанниками Божиими", - писал в 1896 году П.П. Пятницкий. - Самое это название свидетельствует о том, что цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает их властию на земле и повелевает им повиноваться, так как все помыслы и стремления царя всегда направлены на благо его народа". При помазании государя сим таинством призывается на Царя особая харизма - благодать Святаго Духа.
Как писал в 1896 году Воздвиженский, "по учению нашей Церкви, не признающие такой благодати подлежат анафематствованию и отлучению. В праздник Православия, совершающийся в первое воскресение Великого поста, между прочим провозглашается: "Помышляющим, яко православные государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благословению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену - анафема!"
В основных законах Российской Империи было прямо указано: "Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов государственной веры и блюститель правоверия всякого в Церкви Святой благочестия". Таким образом, хотя царь и не является в узком смысле клириком Церкви, но представляет собой, безусловно, лицо священное. Еще священномученик Ириней, епископ Лионский, писал: "Всякий законный царь имеет священнический чин". А святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, указывал: "Бог удостоил царей царствовать над жребием Своим, над земною Церковью Своею". В особенно сложные и критические моменты истории монарх может брать в свои бразды правления и вопросы сугубо церковные, ибо "сердце царево в руках Господних". Как свидетельствовал еще раннехристианский историк Евсевий Кессарийский, "Он (царь), в случае взаимного несогласия епископов в различных областях, действовал как общий, поставленный от Бога епископ"... "В чрезвычайных случаях она (царская власть. - В.Н.) есть высший источник правосудия по всяким делам и для людей всех ведомств, не исключая духовного", - писал профессор П. Е. Казанский.
Именно так бывало в раннем христианстве по отношению ко всяким ересям, раздирающим Церковь, которые пресекались решительным вмешательством царской власти. Например, в истории России великий князь Василий II (Темный) властно и категорически отвергает унию с Западной церковью и не соглашается признать верховную власть Римского папы, но самолично свергает митрополита Исидора с кафедры, "яко отступника веры"; а государь Николай II своею высшей монаршей волею, вопреки медлительности Святейшего Синода, повелевает немедленно прославить угодников Божиих, ибо поистине сердце царево в руках Господних!
И не случайно в XVI веке русского государя называли в народе "всероссийским церковным старостой". Иногда употребляется в литературе по отношению к христианскому вселенскому царю также термин "внешний епископ Церкви". Вместе с тем русские цари никогда не провозглашали себя главами Церквей, как это делали английские короли и некоторые протестантские монархи. По мысли проф. В. Д. Каткова, русский царь всегда ограничен рамками Православной Церкви и ответственен перед Богом.
Впрочем, при истинной православной монархии и действительной (а не только лишь декларируемой) симфонии властей вмешательство царя в сугубо церковные вопросы не характерно или осуществляется только со взаимного согласия с Церковью в силу особого рода причин.
Вместе с тем следует все же признать, что при нарушении православного учения о монархии и уклонении в сторону абсолютизма царская власть может нанести немало вреда для Церкви, что и бывало в русской истории во времена правления Петра I, Екатерины II и некоторых других русских самодержцев. И все же преимущество монархической формы правления в том и заключается, как точно отмечал еще историк И. Н. Болтин (1735-1792), что "ежели при нерадивом неспособном государе ослабевает правление, при другом паки поправится, паки придет в прежнюю силу; республика же ослабевшая никогда не поправится, никогда не оживотворится. Болезни монархические суть мимоходящие, легкие; а болезни республиканские - тяжкие и неисцелимые".

"Благословенно Царство" В. К. Невярович

Содержание
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13