Уже в XIV главе книги Бытия Священное Писание упоминает имена
некоторых языческих царей. Согласно "Полному православному богословскому
энциклопедическому словарю", слово "царь" (произошедшее от римского
слова "цезарь" или от санскр. "sаг"; впрочем, существуют также и иные
версии на сей счет) означает главного начальника, верховного правителя,
вождя, повелителя, властителя страны или народа, государя, монарха.
О величии и высоком достоинстве самого имени "царь" говорит тот факт,
что оно употребляется в Священном Писании не только по отношению к
людям, но и Самому Богу! Власть царя, как и мужа, и главы семейства,
есть установление божественное, а не человеческое. "Начала и первого
образа царской власти между людьми надобно искать в семействе, которое
представляет первые начала человеческого общества (Быт. 1, 27-28)". Как
писал св. прав. Иоанн Кронштадтский, "создав человека на земле - царя
всех тварей земных и предназначив его к размножению, многочисленному,
как песок морской или как звезды небесные, Царь Творец поставил царей к
разным народам, произошедшим после столпотворения и смешения
Вавилонского, и почтил их державою Своею и владычеством над народами и
племенами - правом управления и суда над ними".
"Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому
хочет", - находим у пророка Даниила (Дан. 4, 14). Идея о божественном
происхождении царской власти, согласно мнению Ивана Ильина,
подтвержденному обстоятельными доказательствами, характерна фактически
для всех народов мира. "Идея божественного происхождения монархии в
искаженной форме имела место и в языческом мире - в Китае, Египте, Риме,
Японии, - пишет современный публицист Е. Лукашевский. - Даже античные
республики возводили основание своих государств к древним царям
божественного происхождения - Гераклу, Миносу, Энею и т.д. Но
сформулированная идея монарха как Помазанника Божия нашла свое выражение
в древнем Израиле..." Между тем цари в самом богоизбранном племени
появляются значительно позже, чем в окружавших израильтян народах и
народностях. Однако уже Аврааму (Быт. 17, 6, 16) и патриарху Иакову
(Быт. 35, 11) Бог предсказывал, что от них произойдут многие народы и
цари. Причем обещания Бога, по мысли архиепископа Серафима (Соболева),
имели характер высочайшей милости и великого благодеяния...
О законности царской власти для еврейского народа свидетельствует и
Второзаконие: "Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает
тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над
собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", то поставь над
собою царя, которого изберет Господь, Бог твой" (Втор. 17, 14-15).
Вместе с тем для угодного, в лице Бога, царского правления Господом
дается ряд конкретных предписаний. В частности, чтобы царь "не умножал
себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не
умножал себе чрезмерно" (Втор. 17, 17). Но самым наиважнейшим
представляется следующий вневременный, Самим Богом изъявленный наказ для
царей: "Но когда он (царь - В.Н.) сядет на престоле царства своего,
должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у
священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во
все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и
старался исполнять все слова закона сего и постановления сии" (Втор. 17,
18—19).
Итак, исходя из вышеизложенного, можно заключить: царское правление не
было греховным для еврейского народа, но лишь регулировалось особыми
предписаниями, что существенно отличало его от языческих царств. Царская
власть должна была исполнять волю Божию и отличаться своей высокой
правдой и справедливостью. Вот что написано на сей счет в книге
премудростей царя Соломона: "Итак, слушайте, цари, и разумейте,
научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и
гордящиеся перед народами! От Господа дана нам держава, и сила - от
Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы,
будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали
закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, - и
строг суд над начальствующими..." (Прем. 6, 1-5). Евреи долгое время
управлялись через вождей - пророков и судей - Самим Богом. "Господь Бог
был их Царем. Моисей, Иисус Навин и Судии были Его исполнителями; книги
закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим
и через пророков Он объявлял народу Свою волю". Господь хотел видеть сей
народ "царством священников и народом святым" (Исх. 19, 6). Такой способ
правления, именующийся как теократический, несомненно, на порядок выше
монархии, однако требует всенародной веры и высокого нравственного
достоинства. Этих качеств у еврейского народа явно не хватило, ибо
произошло сильное растление богоизбранного народа, так что даже сыновья
священника Господня Илия вели, не стесняясь никого, развращенный и
порочный образ жизни (1 Цар., гл. 2). Пришло время, когда само состояние
еврейского народа требовало каких-то радикальных перемен. Вот как
описывает эту достаточно сложную ситуацию проф. Санкт-Петербургской
Духовной академии А. П. Лопухин (1852-1904) в книге "Библейская
история":
"Желание иметь царя вызвано было в народе израильском окончательным
сознанием своей неспособности к самоуправлению по тем возвышенным
началам богоправления, которые изложены были в законодательстве
Моисеевом.
За время судей пришла в расстройство вся жизнь народа, как
религиозно-нравственная, так и государственно-общественная и семейная.
Богослужение хотя продолжало совершаться главным образом при скинии, но
жертвы приносились в других местах, что легко вело к развитию суеверия и
прямо к уклонению в идолопоклонство. При отсутствии твердой власти для
наблюдения за исполнением законов, нравственность, к великому прискорбию
отдельных благочестивых людей, все более падала. Господствовавшие
повсюду своеволие и хищничество все более ослабляли силы народа, чем
пользовались хананеи, безнаказанно расхищавшие царство Иеговы". Народ
видел выход "единственно в учреждении твердой царской власти".
Противники монархии чрезвычайно нажимают в своих доводах о якобы низком
достоинстве монархической формы правления в глазах Бога, ссылаясь на 8-ю
главу 1 -й книги Царств.
Для большей наглядности процитируем все начало 8-й главы: "Когда же
состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя
старшему сыну Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в
Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и
брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и
пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья
твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил
нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они
сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас" (1 Цар. 8, 1-6).
Пророк стал молиться Господу и получил ответ: "И сказал Господь Самуилу:
послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они
отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними" (1 Цар. 8,
7). Доводы антимонархистов следующие: "Господь осудительно отнесся к
просящему царя народу; более того, Он засвидетельствовал, что, прося
царя, израильский народ тем самым отверг Бога!". Подобное толкование,
конечно же, идет вразрез со святоотеческим. Правда здесь заключается
лишь в том, что просить такого же видимого царя, как у прочих
народов-язычников, вместо непосредственно Божьего правления было
действительно греховным для богоизбранного народа. Грех заключался не в
желании иметь царя, а в отступлении от Бога. "При этом Бог осудил в
народе Своем недоверие к Его Промыслу, склонность к новому и подражание
язычникам, но самую власть царя подтвердил и освятил Своим помазанием",
- говорится в "Полном православном богословском энциклопедическом
словаре". Именно об этом свидетельствует нам и Слово Божие (см. 1 Цар.
Гл. 8-12).
Сам Господь Бог милостиво идет навстречу людям, даруя желанного царя,
хотя и возводит его на царствование по-иному, нежели чем у окружающих
народов: не через случайный приход или захват власти, как это бывало у
язычников, а через особое помазание пророком Божиим, во исполнение воли
Божьей и Божьего благоволения! Вот как Священное Писание говорит о
возведении на царство первого царя: "И взял Самуил сосуд с елеем и вылил
на голову его (Саула. - В. Н.), и поцеловал его и сказал: вот, Господь
помазывает тебя в правителя наследия Своего [в Израиле, и ты будешь
царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их...]" (1
Цар. 10, 1). Итак, пророк целует, поздравляет нового царя, говоря, что
Сам Бог возводит, "помазывает" его на царство, свидетельствует о
грядущих военных победах Помазанника Божьего над врагами. Где же здесь
греховность или богонеугодность царской формы власти? Неужели Господь бы
благословил пророка на греховное деяние? Нет, но наверняка бы потребовал
покаяния у согрешившего народа, чего мы не видим в Священном Писании.
Тихомиров в книге "Монархическая государственность" пишет: "В
протестантстве очень распространена мысль, будто бы в Библии царская
власть не одобряется и составляет, как выражено в Библии, "грех перед
Господом"... Трудно понять, как повторяют подобные вещи люди, читавшие
Библию". Еще более ясно и подробно достоинство царской власти
раскрывается в творениях святых отцов и церковных учителей. Особенно
убедительно (если не сказать изумительно и блестяще!) решают эту задачу
митрополит Московский Филарет (Дроздов) в "Христианском учении о царской
власти и об обязанностях верноподданных" и архиепископ Серафим (Соболев)
в книгах "Русская идеология" и "Об истинном монархическом
миросозерцании". Однако прежде чем познакомиться со святоотеческими
доводами, обратимся к глубокой и, как представляется, дальновидной
статье современного писателя Владимира Карпеца "Российское самодержавие
и русское будущее":
"По рассказу Книги Судей, "в те дни не было царя у Израиля, каждый делал
то, что ему казалось справедливым" (Суд. 21, 25). Однако отвергший Бога
"народ жестоковыйный" сам просит поставить над собою царя (1 Цар. 8, 5),
и Бог, снисходя к слабости людей, ставит через пророка Самуила царем
Саула и благословляет царство. Народ и царь вступают в неразрывную
связь: "Если... будете и вы и царь ваш... ходить вслед Господа, Бога
вашего, [то рука Господа не будет против вас]; ...если же вы будете
делать зло, то и вы и ваш царь погибнете" (1 Цар. 12, 14, 25)". Здесь
автор справедливо подчеркивает два важных момента: 1. Бог снисходит к
слабости людей, просящих видимый символ власти и тем самым отвергая
священный, невидимый. 2. Господь благословляет царя на царствование, но
при этом дает определенное предписание как народу, так и царю.
В той же статье Владимир Карпец проводит еще одну интересную мысль на
предмет соотношения государственной формы власти с духовным возрастом
человечества, удачно используя при этом образную художественную
стилистику: "В этом смысле непосредственную теократию можно уподобить
духовно высочайшему состоянию человека - девству, монашеству; царскую
власть - браку". А вот как объясняет становление царской власти у
богоизбранного народа архиепископ Серафим в своем замечательном труде
"Русская идеология": "Господь учредил самодержавную власть царя для
того, чтобы он спасал израильский народ от врагов его (1 Цар. 9, 16).
Эта власть обеспечивает жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии
и чистоте (1 Тим. 2, 1-2), являясь источником временной счастливой и
спасительной нашей жизни". Эта мысль об особой охранительной и
оберегающей роли царской власти, причем не только от внешних и
внутренних видимых врагов, но и от самого антихриста, весьма характерна
для святых отцов, которые, согласно Священному Писанию, понимали высшее
предназначение царя как "удерживающего" на земле от хаоса и беспредела
(святители Иоанн Златоуст, Феофан Затворник и другие). Митрополит
Московский Филарет (Дроздов) разъясняет, что лучшее и полезнейшее для
людей правительство должно быть только в форме единоначалия. И именно с
этой целью ("для непрерывного единоначалия") "Бог в народе поставил
царя". До того же, "во времена неведения, когда люди забыли Творца
своего" Бог даровал Своему избранному народу патриарха Авраама, "чудесно
сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и
царство; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над
сим царством (1 Цар. 8, 7); наконец Сам воцарил над ним царей, продолжая
и над царями чудесные знамения Своей верховной власти". Кроме того,
исходя из православного учения о священной монархии, святитель Филарет
(Дроздов) выделяет четыре наиважнейших истины (догматы). Вот как
комментирует их смысл архиепископ Серафим Соболев: "Первая, что Бог
насаждает царя на престоле, или, иначе сказать, царская власть есть
Божественное учреждение. Вторая, что Бог насаждает на престоле царевом
от плода чрева царя, то есть: наследственность царской власти. Третья,
что царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному
Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а
также и другое Божественное изречение: "Вознесох избранного от людей
Моих" (Пс. 88, 20). Четвертое, что царская наследственная власть и для
народа важный и благотворный дар Божий...". Не будем подробно
останавливаться на этих богооткровенных истинах, столь блестяще
раскрытых в работах святителя Филарета и архиепископа Серафима, а лишь
адресуем интересующихся учением о священной православной монархии к
подлинникам...
Итак, исходя из всего вышесказанного, необходимо сделать четкий
логический вывод: монархия есть истинно богоустановленная, а не
надуманная, самовольно созданная, греховная в глазах Бога земная власть.
Как подчеркивал Московский святитель Филарет, "Бог, по образу Своего
небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу Своего
вседержительства - царя самодержавного; по образу Своего царства
непреходящего, продолжающегося от века и до века, - царя
наследственного".
Выпады современных противников монархии по поводу идеи уподобления в
лице царя на земле небесного Божественного единоначалия кажутся
совершенно несостоятельными.
Например, один из ныне здравствующих известных наших православных
богословов аргументировал свое несогласие с традиционным святоотеческим
взглядом тем, что, дескать, Бог есть Троица, а потому и земная власть,
если она претендует на зеркальное отображение небесного, должна быть
представлена в трех лицах. Но Бог, как известно, един, хотя и в трех
Лицах. И тайна сия велика! Впрочем, и земной царь сосредотачивает в себе
как государственное политическое, так и военное, а в мирских вопросах
даже и церковное единоначалие. Кроме того, в лице царя можно усмотреть
слияние царского и священного достоинств. Если с царским достоинством
понятно, то со священным уже нередки (особенно в наши дни) сомнения,
неприятия и кривотолки, являющиеся, впрочем, прямыми признаками
беснования, ибо опять-таки, как совершенно справедливо утверждал владыка
Серафим (Соболев), подобные проявления характеризуют собой укоренившийся
грех противления, хулы и крамолы на Помазанника Божия.
Нередко противники монархии утверждают, что царь есть такой же мирянин и
поэтому, дескать, не имеет права вмешиваться в церковные вопросы. Но
православный царь венчается на власть Церковью Христовой, а в ее лице
Самим Богом. "Цари издревле называются "Помазанниками Божиими", - писал
в 1896 году П.П. Пятницкий. - Самое это название свидетельствует о том,
что цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает их
властию на земле и повелевает им повиноваться, так как все помыслы и
стремления царя всегда направлены на благо его народа". При помазании
государя сим таинством призывается на Царя особая харизма - благодать
Святаго Духа.
Как писал в 1896 году Воздвиженский, "по учению нашей Церкви, не
признающие такой благодати подлежат анафематствованию и отлучению. В
праздник Православия, совершающийся в первое воскресение Великого поста,
между прочим провозглашается: "Помышляющим, яко православные государи
возводятся на престолы не по особливому о них Божию благословению и при
помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания на
них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену -
анафема!"
В основных законах Российской Империи было прямо указано: "Император,
яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов
государственной веры и блюститель правоверия всякого в Церкви Святой
благочестия". Таким образом, хотя царь и не является в узком смысле
клириком Церкви, но представляет собой, безусловно, лицо священное. Еще
священномученик Ириней, епископ Лионский, писал: "Всякий законный царь
имеет священнический чин". А святитель Григорий Палама, архиепископ
Фессалонитский, указывал: "Бог удостоил царей царствовать над жребием
Своим, над земною Церковью Своею". В особенно сложные и критические
моменты истории монарх может брать в свои бразды правления и вопросы
сугубо церковные, ибо "сердце царево в руках Господних". Как
свидетельствовал еще раннехристианский историк Евсевий Кессарийский, "Он
(царь), в случае взаимного несогласия епископов в различных областях,
действовал как общий, поставленный от Бога епископ"... "В чрезвычайных
случаях она (царская власть. - В.Н.) есть высший источник правосудия по
всяким делам и для людей всех ведомств, не исключая духовного", - писал
профессор П. Е. Казанский.
Именно так бывало в раннем христианстве по отношению ко всяким ересям,
раздирающим Церковь, которые пресекались решительным вмешательством
царской власти. Например, в истории России великий князь Василий II
(Темный) властно и категорически отвергает унию с Западной церковью и не
соглашается признать верховную власть Римского папы, но самолично
свергает митрополита Исидора с кафедры, "яко отступника веры"; а
государь Николай II своею высшей монаршей волею, вопреки медлительности
Святейшего Синода, повелевает немедленно прославить угодников Божиих,
ибо поистине сердце царево в руках Господних!
И не случайно в XVI веке русского государя называли в народе
"всероссийским церковным старостой". Иногда употребляется в литературе
по отношению к христианскому вселенскому царю также термин "внешний
епископ Церкви". Вместе с тем русские цари никогда не провозглашали себя
главами Церквей, как это делали английские короли и некоторые
протестантские монархи. По мысли проф. В. Д. Каткова, русский царь
всегда ограничен рамками Православной Церкви и ответственен перед Богом.
Впрочем, при истинной православной монархии и действительной (а не
только лишь декларируемой) симфонии властей вмешательство царя в сугубо
церковные вопросы не характерно или осуществляется только со взаимного
согласия с Церковью в силу особого рода причин.
Вместе с тем следует все же признать, что при нарушении православного
учения о монархии и уклонении в сторону абсолютизма царская власть может
нанести немало вреда для Церкви, что и бывало в русской истории во
времена правления Петра I, Екатерины II и некоторых других русских
самодержцев. И все же преимущество монархической формы правления в том и
заключается, как точно отмечал еще историк И. Н. Болтин (1735-1792), что
"ежели при нерадивом неспособном государе ослабевает правление, при
другом паки поправится, паки придет в прежнюю силу; республика же
ослабевшая никогда не поправится, никогда не оживотворится. Болезни
монархические суть мимоходящие, легкие; а болезни республиканские -
тяжкие и неисцелимые"."Благословенно
Царство" В. К. Невярович
Содержание
|