Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Православные Вести

Крепостное право в России

Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся
1 Кор. 7, 20-21
Существует весьма распространенное, но не более чем обывательское мнение, что именно крепостное право в России породило в народе ненависть к царизму и подготовило почву для революционной борьбы за полное освобождение от ненавистного самодержавного гнета. Однако в действительности эти неблаговидные для православной страны страницы были обусловлены во многом (и прежде всего) историческими причинами. Как свидетельствуют наши лучшие российские историки, после освобождения России от татаро-монгольского ига и становления русской государственности была острая необходимость законодательно закрепить людей на земле, что и было сделано русскими государями.
"Бедное государство, но обязанное содержать большое войско, не имея денег вследствие промышленной и торговой неразвитости, раздает военным служилым людям землю... - пишет Соловьев в "Истории России с древнейших времен". - И вот единственным средством удовлетворения этой главной потребности страны найдено прикрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались богатыми; чтоб служилый человек имел всегда работника на своей земле, всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход".
По его же словам, "прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении". Во главе работающих на земле крестьян ставились землевладельцы-помещики, которые одновременно воплощали в себе несколько обязанностей. Как указывает Ключевский, "система поместная в XVII веке имела троякое значение: помещики были землевладельцы, администраторы и военные люди"...
Все помещики составляли одновременно и ратную силу Московского государства. То есть поначалу помещики не только возглавляли и организовывали крестьянский труд, но и защищали в периоды военной опасности как самих сельских жителей, так и государство. Прикреплением людей к земле решалась также и важнейшая задача по вовлечению подданных русского государства к труду.
В противном случае вольные люди, праздно шатающиеся по необъятным просторам России, легко перерождались, становясь бродягами, разбойниками или ворами. Разбойничьих шаек по Руси было в тот период немало. Они занимались грабежом купцов, устраивали набеги и на мирное население. Первый указ, запрещавший свободный переход крестьян из села в село и из волости в волость, был издан еще в период царствования государя Феодора Иоанновича (согласно Карамзину, в 1592 или 1593 году).
Однако Борис Годунов несколько ослабил тот закон в 1601 году, разрешив вновь частичные переходы определенным категориям крестьян. Тем самым, впрочем, царь навлек на себя значительное неудовольствие многих крупных и влиятельных землевладельцев.
Таким образом, крепостное право следует рассматривать, очевидно, как явление вынужденное и сугубо историческое, ибо оно существовало не только в России, но и (незадолго до того) во многих странах Западной Европы с нравами и пороками еще более мрачными и жестокими, нежели на Руси ("свободная" же Америка, нуждаясь в рабочих руках, решила эту проблему путем введения у себя рабства в самых отвратительных формах путем насильственного вывоза из Африки темнокожих невольников).
Следует заметить, что вначале царскими указами предусматривалось лишь усиление прикрепления крестьян к земле, но не к помещику. Постепенно же начались злоупотребления отдельных помещиков, посягавших на личность самих крестьян. Далее крестьяне были отданы в собственность дворян, более того, их уравняли с холопами, лишив свободы и прав на самоопределение.
Вот как вкратце дается описание становления крепостного права в России в историческом альманахе "Русь Святая": "Крепостное право просуществовало два с половиной столетия и распространялось в середине XIX века на половину крестьян. В момент введения (конец XVI века) оно воспринималось как неизбежное тягло; Россия, обороняясь от врагов, выходила тогда к своим жизненно важным геополитическим рубежам, и служить государству были обязаны все - и крестьяне, и дворяне, и сам царь. Однако Петр I и его преемники небывало ужесточили крепостной строй, к тому же Екатерина II освободила дворян от повинного служения, отдав им крестьян в собственность, чем нарушила прежнее понятие о справедливости и внесла раскол в общество".
Если быть более точным, то общая служебная повинность с дворян была снята еще манифестом Петра III (от 18 февраля 1762 года). Этот манифест был встречен среди крестьянства с большим неодобрением. Крестьяне хорошо понимали, что крепостное право - явление временное и вынужденное, ибо существовала тогда острая необходимость высвободить дворян для службы государю. По словам историка Платонова, "волновались и крестьяне: в них ясно жило сознание того, что они обязаны государством работать на помещиков именно потому, что помещики обязаны служить государству; в них жило сознание, что исторически одна обязанность обусловлена другой. Теперь снята дворянская обязанность, следует снять и крестьянскую". А вот вотчинные права над прикрепленными крестьянами были окончательно утверждены действительно в царствование Екатерины II, согласно жалованной дворянской грамоте 1782 года. В XVIII веке вместо прежней поместной раздачи земли стало практиковаться монаршее жалование поместий вместе с крестьянами. Это приводило к концентрации в одних руках невероятно больших количеств крестьянских душ. Так, Петр Меньшиков был владельцем 1 000 000 крепостных! При Екатерине II крепостные крестьяне действительно стали превращаться порой в подобие рабов.
Однако подобное происходило все же далеко не всегда и не везде. "Крепостное право не было рабством в собственном смысле, - писал архиепископ Никон (Рождественский) в одной из своих статей, - но когда помещик злоупотреблял им, то подвластный ему крестьянин обращался почти в раба". С другой стороны, по словам Владыки, "многие помещики прямо были великими благодетелями - отцами своих крепостных", - но об этом почему-то не принято писать, вспоминая эпоху крепостного права на Руси.
Вместе с тем сама императрица Екатерина II в своих проектах вынашивала планы постепенного уничтожения крепостной зависимости и освобождения крестьян. Но влияние заинтересованного окружения во многом определило ее политику.
Первым из русских государей, кто принял решительные и действенные меры против крепостного произвола, был император Павел I (оклеветанный масонскими историками как царь душевнобольной и малоспособный к царствованию).
Он ограничил не только раздачу поместий, но и значительно облегчил положение крестьян: запретил использовать крестьянский труд в воскресные дни, продавать с торга дворовых людей и крестьян. Все казенные крестьяне получали надел по 15 десятин на душу. Были уменьшены также натуральные повинности. Насильственная смерть монарха прервала курс на окончательное высвобождение крестьян. Далее линию на облегчение их участи последовательно проводили как Александр I, заявивший как-то в Париже баронессе Жермен де Сталь: "С Божьей помощью крепостное право будет уничтожено еще в мое царствование", - и издавший в 1803 году закон о вольных хлебопашцах, так и государь НиколайI, искренне считавший, что "преобразование крепостного права, которое в настоящем его положении оставаться не может, является необходимейшим" и издавший в 1842 году закон об обязанных крестьянах, по которому помещик получал право освобождать крестьян, давая им земельный удел на определенных условиях при добровольном взаимном согласии.
Но довершить дело по отмене крепостного права удалось лишь императору Александру II, прозванному в народе "Освободителем", в 1861 году. Надо отметить, что деспотизм крепостников-помещиков не был популярен в русском, необыкновенно чувствительном ко всякой несправедливости обществе, где встречал всеобщее решительное осуждение и даже негодование, что подтверждается многочисленными примерами в русской литературе и искусстве. Кстати, среди особо жестоких самодуров-помещиков видное место принадлежит масонам, на словах критиковавших самодержавие и ратовавших за свободу, равенство и братство всех граждан. (О масонах читайте в будущих номерах нашей газеты. - Прим. ред) Так, неслыханной жестокостью, по данным Олега Платонова, отличались масон граф Ф. Дмитриев-Мамонов, который мучил и зверски пытал своих крепостных. Узнав об этом, государыня Екатерина II приказала назначить над ними опекунство. Масон Н. В. Репнин жестоко подавил вспыхнувшее волнение крестьян. При этом, используя артиллерию, сжег село.
Было убито 20 и ранено 70 крестьян. Масон князь Куракин также "прославился" зверствами по отношению к своим крепостным.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что далеко не все помещики отличались таким бесчеловечным поведением.
История России (не искаженная масонскими и советскими историками) подтверждает это многочисленными примерами исключительно гуманного обращения землевладельцев-помещиков со своими крепостными, за что были уважаемы и даже горячо любимы последними. Даже Ключевский, .которого трудно отнести к историкам патриотического отечественного крыла, в своих "Исторических портретах" рисует образы подлинных христиан-помещиков - благодетелей и благотворителей: Ульяны Устиновны Осорьиной и Федора Ртищева ("Добрые люди Древней Руси"). И сам же полагает в своем очерке, что таковых в России было, видимо, немало...
Было ли крепостное право на Руси явлением, отличным от истории других христианских стран, злом намеренным и напрасным? Конечно же, нет. "Я не собираюсь утверждать, - писал Солоневич, - что крепостное право в России в каких бы то ни было отношениях было хуже крепостного права на Западе. Оно было лучше, и оно было мягче. Но оно имело дело с народом, у которого чувство справедливости и государственности обострено до предела. И как это ни покажется странным, с народом, у которого чувство собственного достоинства очень значительно повышено по сравнению с неким "среднемировым" и даже среднеевропейским уровнем...".
Следует отметить, что при всей болезненности крепостного права в России именно оно придало русскому народу крепость и величие истинно христианского смирения и кротости, терпения и внутренней красоты.
Крепостное право в России можно рассматривать и как акт крестоношения боголюбивого богоносного народа, акт христианской жертвы (страдание Христа ради!)...
И сам Спаситель, пребывая на земле в период существования самого настоящего лютого рабства, не осудил подобное явление, не призвал народ на борьбу с ним, ибо большее значение придавал рабству греху, порабощению страстями бессмертной души, а не внешним формам. Этому же следовали и апостолы Христовы. "И становится понятным, почему св. апостолы так спокойно учили и о свободе, и рабстве - даже рабстве - в области житейских отношений: рабы, повинуйтесь господам своим, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам (см. Еф. 6, 5-7), - писал приснопамятный Владыка Никон (Рождественский). - ...И раб, и господин его - оба рабы Господни, оба равны пред Господом. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа, равно и призванный свободным (господин его) есть раб Христов. Одно помните: вы куплены дорогою ценою - Кровью Христовою, посему не делайтесь рабами человеков в душе, в совести своей, не позволяйте себе из человекоугодничества грешных дел.
А за внешнею гражданскою свободою не гоняйтесь: есть она - пользуйтесь ею, нет - предавайте себя в волю Божию. Храните свою духовную свободу, свободу от рабства греху: вот это - великое благо, это - счастье и блаженство, которого никто насилием не может отнять у вас".
Сам факт отмены крепостного права в России явился показательным событием не только внутригосударственного, но и мирового масштаба. "Освобождение 40 миллионов крестьян (точнее, около 22 миллионов. - В.Н.). от крепостной зависимости произошло одним росчерком пера Российского самодержца, когда двумя годами позже в просвещенных и демократических Северо-Американских Соединенных Штатах освобождение от рабства потребовало четырехлетней кровопролитной гражданской войны".
"Великий подвиг совершил Царь-Мученик, - писал архиепископ Никон (Рождественский), - уничтожив крепостное право, такой подвиг, который может совершить только Царь-Самодержец! Посему день освобождения крестьян есть праздник свободы, торжества и славы Русского Самодержавия! Никто, кроме Самодержавного Царя, не в силах был бы сделать это - по крайней мере так мирно, так спокойно, как совершил это самодержец император Александр II".
Действительно, нелегкий путь освобождения крестьян был осуществлен непосредственно Верховной монархической властью. Не через народное восстание, всеобщий бунт и кровопролитие, но исключительно мирным путем.
Тем не менее благородный Царь-Освободитель АлександрII был коварно убит революционерами, называвшими себя поборниками народа, борцами за народное счастье. Как отклик на это ужасное злодеяние, русскими людьми было создано немало проникновенных песен и поэтических произведений, в которых отражены чувства глубокой скорби и любви народа к славному монарху. Ниже приводятся три небольших отрывка из собрания такого вида творчества:
Ты за что жизнь положил,
Что добра много творил,
Все законы отменил
И крестьян освободил...
Как корабль с жемчугом златым море поглотило,
Как облака закрыли дневное светило,
Как вихри погасили яркое паникадило,
Жизнь Царя и защитителя,
Всех крестьян освободителя,
Царя Белого, правосудного -
Александра Второго, благого и премудрого!
Погиб он в пучине житейской,
Страдая за счастье людей.
Рукой пораженный злодейской,
Пал жертвою пошлых людей.
Из песни терских казаков
Говоря о тяготах крепостного права, неплохо было бы вспомнить о подлинном рабстве крестьян в сталинские времена. О миллионах невинно репрессированных, изгнанных, обездоленных, убиенных и униженных. При каком из монархов творилось подобное (если пресловутый "террор Ивана Грозного" беспристрастные историки оценивают не более чем в 12-20 тысяч человек!)? А разве в нынешнее время не в тяжком рабстве темных лукавых сил все мы оказались, не в кандалах ли беззакония и разврата влачим свое "свободное демократическое" существование?
Нет, не в крепостном праве надо искать истоки русского антимонархизма, а в других явлениях и причинах.
Одно лишь достоверно, что болезни нашего разложения пришли к нам с Запада, пораженного смертоносным вирусом безбожия и масонского разложения гораздо ранее России.

"Благословенно Царство…" Владимир Невярович

Содержание
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13