Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

РАЗВЕРНУТАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, РАЗРУШЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

IV. Функционирование Свято-Михайловского собора, подготовка его закрытия

Хроника. 1918-1931

1918

4 августа. Впервые за всю историю города жители согнаны на экстренный ночной митинг. При свете факелов большевики провозгласили с паперти храма Михаила Архангела: «Записывайтесь в ополчение для защиты от приближающихся восставших чехословаков».
8 августа. Ночью у стен Михайловского храма прошел бой между большевиками и восставшими рабочими. Они победили на 90 дней, получив безоговорочную поддержку духовенства и большинства окрестных крестьян, особенно удмуртов. Храм все эти дни работал бесперебойно.
7 ноября. По настоятельному требованию В. И. Ленина восставший Ижевск взят штурмом силами двух красных дивизий (Азинской и Особой Вятской). В полдень отчаянную попытку ижевцев удержаться, бросившись в «психическую» атаку, поддержал звон всех колоколов Михайловского храма. У стен его затем, по слухам, красные расстреляли несколько сот ижевских рабочих. Это все же маловероятно. Расстрелы шли, но не столь кучно и стихийно, а по имевшим видимость «революционной законности» приговорам местной ЧК, причем в более скрытых местах, а не у храма. В любом случае все же его кроваво-красная громада эмоционально воспринималась как своеобразное напоминание о разгулявшемся вокруг "красном терроре".
10 ноября. У Михайловского храма прошел митинг в честь годовщины Октябрьского переворота. С паперти выступали В. М. Азии и другие. Одновременно на церковной территории, более того, демонстративно у главного входа в храм, были захоронены погибшие от рук восставших рабочих и крестьян 19 "красных" (большевиков, максималистов, беспартийных), в том числе, продотрядовцев, грабивших удмуртских крестьян. Такой подчеркнуто возвышенный характер захоронения безбожных «красных» приравнял их к особо почитаемым священнослужителям и епископам, что было воспринято верующими как кощунство.
13 ноября. В соответствии с программой "красного террора" ижевские чекисты расстреляли без суда священников Аркадия Скарданицкого и Михаила Кибардина, диакона Михаила Пикулева, а также в эти же дни многих прихожан Михайловского храма.
13 декабря. Михайловская площадь, посреди которой высился Михайловский храм, переименована в Красную площадь. Это должно было подчеркнуть большую значимость "красных героев", захороненных у храма, по сравнению с "белогвардейцами" и "белым духовенством", символом которых являлся храм.

1919

13 апреля. Под колокольный звон в брошенный большевиками Ижевск вошли воинские части адмирала А. В. Колчака.
7 или 8 июня. В. М. Азин, командир одной из штурмовавших Ижевск красных дивизий, лично бил в колокола Михайловской церкви, подавая знак для красной артиллерии. На стенах храма позже (1922 г.) члены ревизионной комиссии от епархии отметят "следы от снарядов".

1920

Июнь. К годовщине освобождения Ижевска от колчаковцев горсовет утвердил разработанный архитектором Г. Ф. Сенатовым проект мемориала с обелиском на братской могиле у стен Михайловского храма.

1921

1 мая. "Ижевская правда" впервые провозгласила, что Михайловский собор - "памятник пролетарского рабства". Это один из важных эпизодов многолетней кампании по принижению, замалчиванию и уничтожению великого культурного наследия православной Удмуртии.
* * *
Архимандрит Александро-Невской лавры в Петрограде Стефан (Бех) хиротонисан во епископа Ижевского, викария епископа Сарапульского. Это первый епископ в истории Ижевска.

1922

21 марта. "Комиссия по изъятию культовых ценностей" под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына начала реквизицию в соответствии с общими указаниями В. И. Ленина всех серебряных и золоченных культовых изделий из алтаря Михайловского храма. Предполагалось, что ценности пойдут на "борьбу с голодом". По акту № 2698 изъяты ризы с икон, кадило, две чаши, 46 накладных украшений с напрестольных Евангелий. Вес серебра изъятого из собора составил 20 фунтов 61 золотник.
16 августа. Орган обкома партии газета "Ижевская правда" порекомендовала ижевским "обновленцам" "действовать против тихоновщины более решительно - по примеру рабоче-крестьянских масс в Октябрьские дни". В результате "обновленцы" через несколько месяцев потребуют себе Александро-Невский собор, получат на него права и 1 декабря с помощью милиции изгонят оттуда традиционное духовенство в Михайловскую церковь.
9 сентября. Перед храмом Михаила Архангела торжественно похоронен один из главных воинствующих безбожников - бывший руководитель ижевских большевиков и редактор Ижевской правды" В. А. Шумайлов. Православному Ижевску он был известен тем, что 24 января 1912 года хладнокровно, будучи трезвым, зарезал свою родную мать Дарью Шумайлову.
7 ноября. Над захоронением В. А. Шумайлова и других безбожников открыт мемориал. Талантливый заводской архитектор Г. Ф. Сенатов создал его в духе своеобразной "часовни" при храме. Захоронения здесь продолжались до 1939 года, а прах И. Д. Пастухова был перемещен сюда в 1967 году. Всего у собора оказалось 34 захоронения большевиков, могилы же священнослужителей были уничтожены полностью.
27 ноября. Решение президиума облисполкома ВАО о передаче с 1 декабря Александро-Невского собора общине "Живой церкви" ("обновленцев", реформаторов). Это обусловит последующее провозглашение Михайловской церкви собором для традиционных православных, признающих патриарха Московского и всея Руси Тихона (1865-1925). Епископ Ижевский Стефан одновременно под давлением "обновленцев" уволен на покой.

1923

Январь - март. Дискуссия в "Ижевской правде" с требованиями закрыть храм и отдать его под "Рабочий Дворец". Нападки на храм как на "классово чуждый" объект, а на его причт - как на "врагов народа".
10 февраля. "Ижевская правда" осмелилась опубликовать статью в защиту Михайловского храма как народной святыни. Автор 60-летний токарь Флегонт Васильевич Шишкин, впоследствии репрессированный (уже за защиту Троицкой церкви).
25 февраля. Составлен «Протокол граждан г. Ижевска», под которым собраны тысячи подписей тех, кто возмутился угрозой закрытия церкви.
27 марта. Прошло заседание коллегии агитационного отдела обкома РКП с повесткой "О проведении кампании по передаче Михайловского собора под Рабочий дворец". Для секретарей
всех партячеек Ижевска был сделан соответствующий доклад с призывом "сохранить при проведении кампании всю тактичность и аккуратность", но к 1 мая 1923 г. все же обеспечить идеологическое прикрытие и экономическое обоснование передачи собора под "Рабочий дворец". В качестве такового, однако, через четыре года начнется строительство «Клуба-театра металлистов имени 10-летия Октябрьской революции» (КОР).
Лето. На служителей храма наложен штраф в 100 миллиардов рублей.

1924

Январь. Публикуются предложения превратить храм Михаила Архангела в "радиозал".

1925

8 ноября (21 ноября по новому, "советскому" стилю). Епископ Сарапульский Алексий утвердил преобразование Михайловской церкви в собор с выделением вакансии протоиерея-настоятеля. Возвышение храма до ранга собора было обусловлено особым статусом Александро-Невского собора (с 1922 г.), а также косвенно тем, что 6 июля этого же года ВЦИК все же счел возможным официально утвердить состоявшееся еще семь лет назад (21 февраля 1918 г.) возвышение явочным порядком завода до ранга города.

1926

3 сентября (16 сентября). Распоряжение митрополита Сергия (Страгородского), заместителя местоблюстителя патриаршего престола, будущего патриарха Московского и всея Руси (с 1943 года) о выделении из Сарапульской епархии в самостоятельную епархию Ижевского викариатства.
Ноябрь - декабрь. Создана Ижевская и Удмуртская епархия. Михайловский собор стал первым кафедральным в ее истории. (Александро-Невский собор с конца 1922 года стал принадлежать обновленческой "Живой Церкви", сотрудничавшей с большевиками).

1927

Ноябрь. Упал язык колокола с левой (северо-западной) колокольни, что было воспринято как дурной знак.

1929

Февраль-март. Проведено 70 собраний по всем профсоюзам Ижевска и основным цехам завода, а также 26 избирательным участкам (где собрали неработающих домохозяек). В связи с выборами депутатов горсовета под ожесточенным давлением большевиков на собраниях заявлялось о «добровольном» отказе горожан от Михайловского собора и других храмов. В наказах депутатам требовалось приспособить эти здания под культурно-просветительские нужды. Те смельчаки, что пытались вступиться за права верующего человека, разоблачались на собраниях как чуждые элементы. На собрании домохозяек района (участка) № 7 некто Знаева, вступившаяся за церкви, была уличена в том, что она "бывшая торговка". На собрании района № 26 группа '''церковников'' была насильно отсажена и в голосовании не участвовала. На собрании района № 19 большевикам удалось выявить семь подобных «лишенцев».
Из 86000 населения Ижевска лишь 28740 человек имели право голоса. На собраниях присутствовало 23938 человек. Реально за закрытие (но не уничтожение!) Михайловского собора высказалось не более 10000 человек в 69 (из 70) официально поступивших наказах от коллективов и районов.
8 марта. Пропагандистская группа ЦК ВКП(б), изучив положение в Ижевске, рекомендовала закрыть Михайловский собор и усилить деятельность Союза воинствующих безбожников в Удмуртии. Его председатель П. Д. Бумин (он же сотрудник отдела агитпропа обкома ВКП(б)) являлся главным инициатором и организатором кампании по закрытию Михайловского собора и других храмов Удмуртии.
19 марта. В соответствии с 69 «добровольными» наказами и под давлением партийных органов первый пленум Ижевского городского совета рабочих и красноармейских депутатов 14-го созыва принял постановление: "Идя навстречу ярко выраженному всеобщему желанию трудящихся Ижевска, расторгнуть договоры с религиозными общинами Михайловского, Александро-Невского соборов и Покровской церкви на аренду этих зданий... Использовать здание Михайловского собора под музей или рабочий университет (в зависимости от большей пригодности для той или иной цели)". Михайловский собор упоминался в поступивших наказах впятеро чаще, чем Александро-Невский собор.
23 марта. Президиум облисполкома, развивая постановление горсовета и рекомендации пропагандистской группы ЦК ВПК(б), принял окончательное решение о закрытии Михайловского собора.
28 марта. Идеологический работник обкома партии П. Д. Бумин (под псевдонимом "Б.") опубликовал в "Ижевской правде" клеветническую, провокационную статью с заголовком: "Михайловский собор - притон разврата и проституции". «Здание, благодаря "заботам" церковного совета разрушается. Постановления трудящихся об изъятии собора у верующих более чем своевременны».
Апрель. По требованию обкома партии прошел суд над членами церковного совета Михайловского собора, якобы не берегущими это здание, являющееся общенародным достоянием. (Незначительные разрушения действительно замечались - протечка крыши, отслоения штукатурки и т.д. Поддерживать здание в порядке обескровленной общине было крайне трудно). Все члены Церковного совета осуждены за это на сроки от двух до пяти лет с конфискацией имущества.
13 апреля. Научное общество по изучению Вотского края постановило, что Михайловский и Александро-Невский соборы Ижевска являются памятниками архитектуры, подлежащими охране. В том числе и из-за этого "оппозиционного" решения данное общество будет разогнано в следующем году.
29 апреля. Несмотря на реальную угрозу забастовок на заводе, бюро обкома ВКП(б) жестко подтвердило на своем заседании необходимость закрытия собора.
30 апреля. Бюро обкома ВКП(б), обеспокоившись сопротивлением народа и получив смягчающую телеграмму из ЦК ВКП(б), решило: "Во изменение решения бюро решения бюро от 29 апреля 1929 года, протокол № 114, параграф 1, открыть Михайловский собор".
4 мая. Пасха. Вечером перед Михайловским собором прошло антирелигиозное карнавальное факельное шествие с участием членов ВЛКСМ, Союза воинствующих безбожников и профсоюзов. Перед собором сжигались иконы и чучела православных священнослужителей. Руководил шествием тов. Куликов. Дикий шабаш должен был запугать тех, кто пытался отстоять собор.
Лето. У подножия собора с его южной стороны кощунственно началось рытье котлована под два железобетонных резервуара по 850 кубометров для строящегося городского водопровода. Это принизило еще действующий храм, свело его до уровня коммунхозовского объекта. Строительство резервуаров будет закончено к сентябрю 1930 года. В 1957 году здесь же построят еще один резервуар, а также здание лаборатории. Общая емкость резервуаров составит 4700 кубометров воды для резервного фонда водоснабжения Ижевска.
В 1929-1930 годах рядом с собором было построено также полукруглое в плане здание насосной станции водоканала (ныне центральная диспетчерская), обращенное главным фасадом на улицу Красноармейскую и воспринимавшееся иногда ижевцами как "остаток" собора.
Все строительство на данном участке велось без археологического надзора, с разрушением захоронений древнейшего в Ижевске Троицкого кладбища, уже полностью скрытых под культурным слоем.
Июль - август. Активистами Союза воинствующих безбожников под руководством функционеров ВКП(б) сброшены кресты и колокола Александро-Невского собора. Затем уничтожена и сама колокольня (купол - в 1937 г.). Началось планомерное уничтожение единого христианского пространства Ижевска, важнейшим узлом которого был Михайловский собор.

1930

Январь. По инициативе партийных органов и Союза воинствующих безбожников по цехам, предприятиям и профсоюзам Ижевска снова, как год назад, проходят общие собрания. В повестке судьба Михайловского собора и других храмов, срочно потребовавшихся для "культурно-просветительских нужд". Под мощным давлением партийных и карательных органов запуганные и обманутые горожане принимают резолюции о повторном закрытии (но не сносе!) Михайловского собора. Одновременно по инициативе сотрудника обкома ВКП(б) П. Д. Бумина началась пропагандистская кампания за снятие колоколов "на нужды индустриализации". По его же инициативе позже в Ижевске полностью запретят колокольный звон как "дикий пережиток" (июль 1934 г.).
Весна - лето. Православные ижевцы, отстоявшие Михайловский собор, пытаются проводить там богослужения. Это крайне трудно из-за недостатка священнослужителей и постоянных репрессивных действий по отношению к ним. Партийные и карательные органы инспирировали тогда волну "добровольных" отречений от сана.

1931

11 апреля. Городские власти все же расторгли договор с прихожанами Михайловского собора на использование здания по его прямому назначению.
11-12 апреля. В Пасхальную ночь в Исаакиевском соборе Ленинграда открылся антирелигиозный музей. Актом открытия считалось проведение в присутствии 7 тысяч зрителей первого опыта с маятником Л. Фуко. Через три года в подражание ленинградцам такой же прибор будет оборудован в Михайловском соборе Ижевска.
13 апреля. Президиум облисполкома утвердил решение городских властей о расторжении договора.
 

По материалам Государственного архива Кировской области. Опубликовано на сайте в июле 2005 года

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13