Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Вначале было Слово…

О вреде сквернословия и матерщины
Из всех видов разрушительного оружия,
Которое способен придумать человек,
Самое ужасное и сильное – слово.
Слово разрушает незаметно.
П. Коэльо

Внутренний мир человека очень раним. Порой мы сами не замечаем, какие раны и увечья наносим ему при соприкосновении с окружающей действительностью. В основном и главном это зависит от культуры каждодневного, вольного или невольного общения между собой. В последние годы, когда исподволь нам стали навязывать новые жизненные ориентиры, делая из нас потребителей "с религией Мне и с девизом Дай", культура общения стала резко снижаться, что в первую очередь отразилось на нашей речи. Плоды всех этих перемен не заставили себя ждать. В большей мере они повлияли на тех, кто все принимает за чистую монету, - на детей.
При попустительстве и равнодушии взрослых ребенок к бранным словам начинает привыкать еще с садика. Школа - это вторая ступень. Конечно, причина не в школе, но в силу отсутствия в ней должной строгости к вольностям языка, сквернословие и здесь находит для себя почву.
И, наверное, не надо сваливать всю вину на телевидение, газеты и улицу. В большей мере виноваты мы и наше молчание. Может быть, мы и сами до конца не осознаем, насколько губительно скверное, матерное слово для человека.
Слово, как известно, строится из звуков и в большинстве языков – из букв, содержащихся в алфавите языка. Изначально (задолго до кириллицы), корни славянского алфавита содержали 147 знаков. Нынешний русский алфавит содержит 33 буквы.
Как просто это – стоит рот раскрыть, и чудо слова происходит сразу…
Каждое слово имеет не только свое непосредственное смысловое значение, но и историю своего происхождения. Большинство употребляемых слов представляют собой своего рода аббревиатуру: слитное сочетание двух или нескольких слов, корней, частей, заглавных букв слов или их остатков.
Изучая состав каждого современного слова, еще можно восстановить его истинное первоначальное значение и сделать при этом для себя удивительные открытия. "Воздух" Воз, Дух. "Человек" Чело, Век. "Радуга" Ра (Солнце), Дуга. Но далеко не каждое слово можно разложить на составляющие так просто, поскольку от большинства дошедших до наших дней составных частей слов осталось по одной букве, значение которой может определить только специалист. "Лицо" - Ли (лик) Цо (це че человек-а). "Морда" Мор (смерть), Да (дающая - несущая). Об этом имеет смысл серьезно подумать... Когда человеку говорят: "Убери свою морду!" - в его подсознание добавляется следующий смысл: "...Ты зверь, способный убить меня!"... "Небо" Начало, Единого, Божественного, Общего (в значении Высшего).
Не так давно в журнале "Русский дом" под рубрикой "Повреждение нравов" были приведены неожиданные результаты исследований группы ученых из РАН. При трансформации звуковых колебаний слов в электромагнитные "...оказалось, что некоторые слова вызывают мутагенный эффект чудовищной силы. Корежатся и рвутся хромосомы, меняются местами гены. В результате ДНК начинают вырабатывать противоестественные программы, которые тиражируются организмом, передающим потомству программы самоликвидации". По оценкам специалистов, эти слова вызывали мутацию, равнозначную возникающей при интенсивном радиоактивном облучении. Эксперименты были проведены на семенах растения арабидопсис. Они почти все погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровых организмов. Исследователи уверены, что сконструированный ими аппарат таким же образом повлиял бы и на человека. Еще раньше по поводу подобных опытов в газете "Семья" было написано: "Ученые пришли к выводу, что некоторые человеческие слова обладают не энергетическим, а информационным воздействием на ДНК. Сила эффекта зависит главным образом от содержания сказанного". Наследственные программы повреждались, когда произносили скверные, злые слова, образно говоря, проклинали растение. Затем "через свой аппарат ученые "благословили" семена пшеницы, убитые радиоактивным облучением. Результат превзошел все ожидания: перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили и взошли".
В принципе здесь нет ничего нового. Возможности человеческого слова известны с древнейших времен.
Слово гнило да не исходит из уст ваших
Все это происходит потому, что ДНК небезразличны к получаемой информации. Молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а слова непотребные (само их название говорит об отторжении, невостребованности живым организмом) приводят к обратной реакции. Дело в том, что общие черты имеют все языки мира, в том числе и ДНКовые. "Генетическому аппарату далеко не безразлично, что вы думаете, говорите и читаете: любые слова могут впечататься в волновой геном (согласно теории волновой генетики). На него влияют не только ваши слова, но и окружающих. С кем поведешься, от того и наберешься... Причем ДНК не разбирают, общаетесь вы с живым человеком или с героем телевизионного сериала - и тот, и другой влияют на вашу наследственность".
Один из весьма замечательных людей, Святитель Иоанн Златоуст, еще в IV веке по этому поводу написал поучение, где им, в частности, сказано: "И когда кто непотребно, матерно лается мерзкими словами... в тот час небо и земля потрясаются, и проклят бывает от всего творения Божия тот человек, ибо мать поминает недостойно". Не просто сквернословию, именно матерщине посвящено это поучение. Гнилые, бранные слова, которыми оскорбляется вся сущность дорогого для нас понятия "мать", увы, и поныне даже во много крат чаще срываются с уст незадачливых, легкомысленных людей и преклонного возраста, и молодого.
Они поистине не ведают, что творят, какой тяжкий груз духовных нечистот ложится на их плечи. Непотребно бранясь, человек переносит мерзость и злословие не только на мать по плоти - "От нее же родились и познали свет мира сего", но и на Божию Матерь, "Заступницу нашу в бедах и скорбях, Покровительницу душ наших". Святитель продолжает в своем поучении: "Третья же матерь нам земля... от нее же кормимся и питаемся, и одежду принимаем. В нее же снова возвратимся". К сожалению, при нынешней склонности к сквернословию земля наша буквально окутана зловонной дымкой словесной скверны, которая рассеивается, видимо, только ночью, когда люди спят.
В прошлые века в народе русском бытовали разные поговорки и пословицы, показывающие его отношение к брани, похабным и непотребным словам: "Кто ругается, у того конь спотыкается", "Лучше брани: Никола с нами!", "Не хвали меня в очи, не брани за глаза", "Он его бранит, а Бог его хранит". А вот пословица "Не сквернись суесловием" показывает имевшее место в прошлом благочестивое стремление оградить себя даже от пустых, праздных разговоров.
Немало еще поучительного сказано и сохранено в кладезях человеческой памяти о тех, кто оскверняет себя погаными, бранными словами. Всякому же благоразумному человеку, которому небезразлично будущее, судьба нашего, далеко не идеального молодого поколения, по мере сил должно стараться и самому быть примером, и исправлять нынешнее нетерпимое положение дел. Послушаем же апостола Павла, наставляющего "Слово гнило да не исходит из уст ваших".
Матерщина – это язык изнасилованных
Христианство одно из всех религий описывает своего Бога как Бога слова, не просто слово, исходящее от Бога, а сам Бог - это слово. Именно отсюда и появилось христианское богословие. И примечательно, что в других религиях богословия, строго говоря, нет. Теология - слово, которое возникло только в христианской традиции. Христианство делает особый акцент на слове, с каждым веком этот акцент все нарастает.
Пьянство и мат - это вещи, достаточно связанные между собой. В православной Руси кончалась табуированная лексика на том же уровне, где кончалось питье водки. То есть водку пил низший слой, этим же языком изъяснялся, соответственно, низший слой.
"Юности честное зерцало", выпущенное Петром Великим в начале XVIII века, содержало правила общения, подразумевающие резкое воздержание от матерной брани.
В русской культуре довольно мало богохульств, которые, скажем, в Италии, во Франции составляют основной массив сквернословия, преобладает сексуально окрашенная брань.
В России времен монголо-татарского ига появляется слово "эбле", которое производное нам, русским людям, понятно, связано с поношением матери и так далее, по-тюркски значило просто жениться. Татарин, захватывая девушку, говорил, что он "эбле" ее, то есть берет ее. Но для любого русского простолюдина, у которого отбирали дочь, жену, сестру, он совершал насилие над женщиной, и в результате это слово приобрело абсолютно характер изнасилования. Что такое матерные слова? Это язык изнасилованных, то есть того низшего слоя, который чувствует себя все время вне зоны действия высокой культуры и цивилизации, униженным, оскорбленным, изнасилованным. И как всякий изнасилованный раб, он готов применить это насилие по отношению к своему сотоварищу, а если получится, разумеется, и к благородному.
Один из современных православных публицистов игумен Вениамин Новик опубликовал несколько статей против сквернословия, против матерной ругани. В этих статьях он подчеркивает, что матерная брань связана с материализмом. Тут своеобразная игра словами, с диаматом. "Почему разрядка, а матерная брань, сквернословие это часто оправдывают как эмоциональную разрядку, должна происходить, - пишет игумен Вениамин, - за счет других людей? Матерщиннику же непременно нужно, чтобы кто-нибудь его слышал. Матерная ругань - есть прежде всего симптом эволюционной недоразвитости. Биологи знают, что в животном мире существует ярко выраженная связь между агрессивностью и сексуальностью, и некоторые "особо одаренные" (саркастически пишет игумен Вениамин) особи используют свои гениталии для устрашения противника. А некоторые не менее одаренные представители семейства гомо сапиенс делают то же самое словесно. Эксгибиционисты просто более последовательны". Это опровержение сквернословия и отпор ему с позиций современного, хорошо образованного человека.
На сегодняшний день в России, по разным социологическим опросам, матерится 70% населения, как раз столько же, сколько причисляют себя к православным.  
Причем матерятся не сплошь, дома реже матерятся, в основном за пределами дома, на работе матерятся, чтобы войти как свой в общину, в коллектив и так далее, даже если этот коллектив - правительство страны. Это признак своего. И статистика показывает, что больше всего матерятся в силовых ведомствах, сам по себе показатель не очень радостный.
Сила сквернословия ведь не в том, что оно помогает отмежеваться от ненавистного человека и выразить свою ненависть. Пощечина, тухлое яйцо, пистолет или хотя бы бойкот в этом отношении намного эффективнее и эффектнее. Сила сквернословия не в том, что оно разъединяет людей, а в том, что оно объединяет. Те, кто матерятся, объединяются против тех, кто не матерится. Это и создает иллюзию освобождения. Благодаря этому "чудесному" свойству мата, свойству коммуникативному, к нему прибегали заключенные в лагерях, мат уравнивал их с охранниками, которые тоже матерились. Правда, освобождение это липовое, не надолго. Советские интеллектуалы, когда они матерились, выражали протест против советского ханжества, против официального чистоплюйства. Но это еще прочнее соединяло их с ядром советской системы. Ведь матерились и матерятся сотрудники силовых структур, чиновничество (партийная номенклатура), вплоть до высокопоставленных.  
Христианство, призывая любить всех, любить даже врагов, предлагает создание иного языка, в котором нельзя выражать любовь к одному человеку, к одному кругу людей за счет умения ненавидеть другого. Нельзя дружить против кого-то, нельзя любить против кого-то, в этом и заключается хитрая ловушка сквернословия, приводящая человека к гибели.
Матерщина - это результат языческих рецидивов в христианстве, когда на первое место в религиозной психологии выходит не Воскресение Христа, а власть, не самопожертвование, а самоуничижение и доминирование, манипулирование другим, не вертикаль любви, а плоскость власти торжествует. Человек уже не объемлет весь мир, а мечется между господством и холопством.
Все зависит от того, насколько человек серьезно относится к духовной жизни. И если человек зазнается, начинает гордиться своими достижениями, Господь его подводит к такой ситуации, чтобы показать, что все зависит от Его милости. Человеку для исправления своей жизни необходимо покаяться и искать смирения. 
Когда есть в жизни человека смирение, то, конечно, от него никогда не услышишь этих скверных слов.

Подготовила Ольга Касьянова
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13