Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

Пойдемте к Пантелеимону-целителю

Да, если Вы живете в Воткинске, то к Святому Великомученику и Целителю Пантелеимону можете сходить в любое время. Его икона, написанная на Афоне в 1903 году, с частицей мощей – бесценная реликвия Пантелеимоновского храма. А всем известно, святые никогда не оставляют мест, где почивают их мощи. И особенно дерзновенно просят Пресвятую Троицу и Царицу Небесную о помиловании тех городов и селений. Значит, и св. Пантелеимон здесь, с нами, и наша немощная молитва возле его образа бывает скорее услышана.
А если вы далеко от Воткинска? Не беда, мы сейчас же вместе побываем в храме. Более того, мы даже сможем заглянуть в его прошлое.


Бацилла ереси

Прошло чуть больше пятидесяти лет после пуска Воткинского завода, когда сюда приехал из Тулы "мастер стальных дел" Яков Гайдуров. И все бы ничего, мастер он был неплохой. Да только старообрядец. А на Воткинском заводе о старообрядцах в то время только слыхом слыхали, а в глаза не видали. В районе, правда, по хуторам встречались старообрядческие семьи. А тут на заводе! Глядя на Гайдукова, некоторые из мастеровых начали соблазняться. В феврале 1811 года командир Воткинского завода Иван Велентий поручил священнослужителям Димитриевской церкви "во всей подробности сообщить о зараженных ересью". Ответ гласил: "Ересь от учения Гаидурова и от древних книг, которые даны ему." В "Реестре раскольников беспоповщины" были указаны 19 мастеровых во главе с Стефаном Тутыниным (ЦГА УР, ф. 409, oп. 1, д. 5, л. 5-8). Позднее старообрядцев возглавил унтер-офицер Андрей Тутынин, судя по всему сын Стефана. Но имя туляка помнили еще долго, даже воткинское старообрядчество называли "гайдуровской верой" (ЦГА УР, ф. 409, oп. 1,д.93).

Снисходя к немощи человеческой

В 1837 году Воткинский завод возглавил Илья Петрович Чайковский. Он был глубоко верующим, православным человеком и сильно переживал, что среди его подчиненных есть раскольники. В мае 1844 года Илья Петрович писал начальнику Уральских заводов В. А. Глинке: "В числе старообрядцев в Камско-Воткинском заводе 73 человека. Присоединено к православию 17 человек, к единоверию - два человека. Малаканов, иконоборцев, субботников или жидов и прочих по ведомству Камско-Воткинского завода не имеется" (ГАСО, ф. 43, oп. 3, д. 53, л. 55).
Чтобы облегчить зараженным ересью путь к православию, Илья Петрович решил построить в поселке единоверческий храм. Впервые таким образом привлек раскольников в лоно матери-церкви казанский архиепископ Амвросий. В 1797 году он разрешил тем старообрядческим общинам, которые вошли в каноническое общение с Православной Церковью, служить в своих храмах по старопечатным книгам. Некоторые обрядовые неточности, допускаемые старообрядцами, терпелись единственно по их немощи. Со временем раскольники отказывались от своих прежних убеждений и полностью принимали православие.
В 1843 Илья Петрович приступил к разработке проекта постройка единоверческой церкви при Воткинском заводе (РГИА, ф. 797, on. 13, д. 31890). Сначала даже хотели перенести из Перевозного в Воткинск деревянную единоверческую церковь, освященную в 1838 году. Но оказалось, что близ Перевозного единоверцев значительно больше, чем в Воткинском районе. В 1870 году маленькая перевозненская единоверческая церковь была перестроена в каменный храм Казанской иконы Богоматери. Закладка церкви при заводе была задержана, воткинские единоверцы посещали храм в Перевозном.

Денег нет, а храм строится

В 1887 году воткинские купцы-старообрядцы Котков, Муромцев, Андрианов, Калашников, Оницков, Грахов, Леляков вновь подали прошение о постройке при заводе единоверческого храма. Стартовый капитал в 214 рублей внес купец Набирухин (“Памятники Отечества”. Альманах. Вып. 33. М., 1995. С. 119). Однако сбор денег шел медленно. В сентябре 1888 года строительный комитет имел только 1250 рублей и 10 тысяч штук кирпича. По смете же требовалось 8298 рублей (ЦГА УР, ф. 245,оп. 1, д. 220).
28 ноября 1889 года духовные власти выдали прихожанам-единоверцам особую сборную книгу сроком на шесть месяцев, а 5 декабря 1890 года другую - на год. Средств явно не хватало, тем не менее работа продвигалась. От заводских властей за строительством наблюдал механик-архитектор Воткинского железоделательного завода, губернский секретарь Г. Каменцев. Проект храма был утвержден только в конце мая 1890 года. А стены к тому времени уже были выложены на 7 аршин 6 вершков в вышину (ЦГА УР, ф. 245, oп. I, д. 220). К концу 1892 года не только оштукатурили изнутри верхнюю часть - под куполом, застеклили 12 окон в барабане (в честь двенадцати апостолов), но и водрузили три креста - на алтарь, колокольню и главный купол. В это же время купили первый колокол весом 82 пуда 32 фунта (ЦГА УР, ф. 245, on. 4, д. 5). На устройство иконостаса, штукатурку нижней части стен и настилку пола денег не осталось. Поэтому церковному старосте, сельскому обывателю Василию Русанову в мае 1893 года была выдана третья по счету книга для сбора пожертвований (ЦГА УР, там же).
В сентябре 1894 года храм был готов. 30 сентября в Воткинск приехал известный вятский архитектор И. А. Чарушин. Он тщательно проверил безопасность здания, соответствие его архитектурно-строительным нормам и 19 декабря подписал акт приемки (ГАКО, ф. 583, oп. 511, д. 7).

Во имя Пантелеимона-целителя

4 января 1895 года благочинный единоверческого округа протоирей Никольской единоверческой церкви Сарапула Кирилл Рябов по поручению епископа Сарапульского Алексия (Соболева) освятил новый храм во имя св. Пантелеимона-целителя (ЦГА УР, ф. 245, oп. 1, д. 475). Сейчас он выглядит точно так же, как 109 лет назад. Выполненное в ярко выраженном византийском стиле здание образует в плане удлиненный крест. Над средокрестием его возвышается сравнительно низкий, характерно византийский купол на восьмигранном барабане с двенадцатью настоящими и четырьмя ложными арочными оконными проемами. Основание купола прорезает, внося особую динамичность в его силуэт, пояс килевидных арок над всеми окнами. Такими же арками украшена и двухъярусная колокольня.
Над дверями южного и северного притворов устроено фигурное четырехлопастное окно. На его обрамление опирается выложенный в кирпиче восьмиконечный православный крест в обрамлении двух круглых медальонов с вписанными в них равносторонними греческими крестами (на снимке). Выше, повторяя наклон щипца фасадной стены, размещен аркатурный пояс. Столь изысканный и в то же время по-византийски строгий фасад не встречается ни в одном другом храме Удмуртии.
Приписали Пантелеимоновскую церковь к единоверческой церкви села Перевозное, где обитало наибольшее количество старообрядцев (СГА, ф. 64, oп. I, д. 953). В 1912 году под самим храмом и его оградой была закреплена территория в 635 кв. саженей, а под усадьбой священнослужителей церкви - 458 кв. саженей (Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 664).
Клировые и метрические книги церкви не сохранились, поэтому о жизни прихода никаких сведений нет. Известно лишь, что с 1910 года священником здесь был Николай Федорович Тонков, в 20-е годы он перебрался в Ижевск, где был репрессирован. В 1917 году псаломщиком в храме работал Вениамин Тонков, возможно, сын иерея.

Храм на Голгофе

Весной 1922 года власти изъяли из Пантелеимоновской Пойдемте к Пантелеимону-целителю
Да, если вы живете в Воткинске, то к святому великомученику и целителю Пантелеимону можете сходить в любое время. Его икона, написанная на Афоне в 1903 году, с частицей мощей – бесценная реликвия Пантелеимоновского храма. А всем известно, святые никогда не оставляют мест, где почивают их мощи.
церкви те немногие ценности, что имелись в ее ризнице: священные серебряные изделия и оклады икон. Но богослужения продолжались еще семь лет. Однако всем было ясно, что долго храм не простоит. Комсомольцы машиностроительного техникума, расположенного по соседству, постоянно требовали его закрытия (Воткинск. Ижевск, 1985. С. 90). Они рассчитывали, что здание отдадут им под студенческий клуб. 15 апреля 1929 года президиум Уралоблисполкома удовлетворил ходатайство воткинских властей о закрытии Пантелеимоновской церкви с передачей помещения "под культурно-просветительное учреждение" (СГА, ф. Р-155, оп. 1, д. 23). Договор с общиной был расторгнут, и здание отобрано у верующих (ЦГД УР, ф. Р-620, оп. 1, д. 860, л. 41; д. 1168, л. 18; д. 1268, л. 130). С колокольни сбросили все девять колоколов общим весом 113 пудов. Их оценили по 8 рублей за пуд и сдали на переплавку. В алтаре установили кинобудку и несколько лет под святыми сводами крутили фильмы. Примерно в 1934 году разобрали колокольню. Чтобы уже никто никогда не мог повесить здесь колокола. Да и кирпича было жалко. На этот счет в те годы существовала поговорка: "Заготовка кирпича по заветам Ильича". В 1935 году в церкви разместили механическую мастерскую МТС, в 1956 году - мелкотоварную базу, а в 1963 году - цех битумных изделий. В конце концов здание было доведено до такого состояния, что уже ни на что не было пригодно. Они думали, что уничтожили храм навсегда…

Возрождение

Еще пятнадцать лет назад трудно было представить, что времена изменятся. Да и от церкви остался только загаженный до предела остов (на снимке). Однако что невозможно человеку, возможно Богу. 7 мая 1991 года сессия горсовета вынесла решение о возвращении Свято-Пантелеимоновского храма Русской Православной Церкви. Началось возрождение. Трудно оно шло, сильно восставал враг на тех, кто отважился отнять его добычу. Но уже тогда явно ощущалась благодать Божия, поддерживающая первых прихожан. Особенно споро пошло дело, когда храму была благословлена написанная еще в начале прошлого века на Афоне икона целителя Пантелеимона с частицей его мощей. С какой любовью встречали люди своего небесного покровителя! Цветами выстлали они дорожку, по которой шел в храм Святой великомученик. И еще ревностнее занялись реставрацией. В недолгое время церковь стала краше, чем в свои лучшие годы. Скоро старые стены покроют белой краской, и неповторимая византийская вязь древнего храма предстанет во всем очаровании. Это будет достойная оправа главной святыни – частицы мощей целителя Пантелеимона.
Живой родник благодати непрестанно бьет в сердце храма. Он растекается над всем городом и напаяет всех, кто припадает к нему с верой. Пойдем и мы к Пантелеимону-целителю.

Материал подготовлен в корпункте города Воткинска
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13