Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

Снаряды для защиты Сталинграда

Рассказ фронтовика

19 ноября 2002 года исполнилось 60 лет с начала грандиозной операции по окружению и разгрому немецких войск под Сталинградом.
1942 год. На всех фронтах - бои. Фашисты уже у Волги, в районе Сталинграда.
В это время я работал главным механиком производства по выпуску снарядов в Нижнем Тагиле, куда прибыл из Брянской области вместе с эвакуированным заводом. На стенах в цехах плакаты с телеграммами с разных фронтов: «Братья и сестры, мы отступаем. У нас нет снарядов. Спасите наши жизни – дайте снарядов!» и многие, многие другие. А получилось так потому, что основные склады снарядов и снаряжательные заводы были сосредоточены в западных областях, недалеко от границы. В первые же дни войны они были захвачены и разрушены немцами. Часть заводов успели эвакуировать на Урал и в Сибирь, но для восстановления требовалось много сил и времени. Но шла война, и нашей армии нужны были боеприпасы.
В июне 42-го на наш завод в Н. Тагиле прибыла ответственная комиссия из Москвы во главе с наркомом боеприпасов Ванниковым. Цель – подготовка к осуществлению программы по разгрому немцев в районе Сталинграда. По приказу Сталина все заводы должны срочно увеличить выпуск снарядов в два раза, чтобы создать резерв боеприпасов к началу операции по окружению.
Но дать приказ гораздо проще, чем его выполнить. Директора заводов не соглашались на резкое увеличение производств – не хватало оборудования, кадров, производственных мощностей.
Министры и генералы ходили по рабочим местам, говорили с мастерами, с рабочими, считали, анализировали. Но резервов не обнаружили. А возвращаться в Москву и докладывать Сталину было небезопасно.
Как раз в то время я разработал и предложил для осуществления несколько проектов по реконструкции нашего оборудования и уже начал работу с подвесными конвейерами и по созданию полуавтоматических линий. Это позволяло заметно увеличить выпуск снарядов.
Однако через какое-то время вызывает меня главный инженер и дает приказ. Два сложнейших подвесных конвейера, на каждом из которых по 250 люлек, весом по 75 килограммов демонтировать, превратить в металлолом и сдать на переплавку. Срок - 4 дня!
Я попросил разрешения на окончание реконструкции конвейеров. Но он отказал, пригрозив, что за невыполнение приказа отдаст под военный трибунал или направит в штрафную роту!
Позднее я узнал, что причина такого решения – взрывы на четырех заводах, аналогичных нашему, из-за недостатков в конструкции конвейеров.
Но работы по модернизации оборудования не прекратил, хотя на душе лежал камень.
Через 4 дня – снова вызов. На этот раз я сказал: «Демонтировать не буду! Это резкое снижение выпуска снарядов, а значит помощь фашистам! Можете отправлять под суд или на фронт, но демонтировать конвейеры я не буду».
Неделю не мог уснуть. Жил на заводе. Работы по реконструкции продолжались. Настроение ужасное.
Вызывает меня директор завода И.Л. Климов. Иду и жду расправы. Захожу. А он спрашивает: «Ну что, как идет реконструкция оборудования? Может, что-то необходимо для ускорения работы?» Я, конечно, удивился, но больше рад был и говорю: «Это с рабочими нужно посоветоваться, что им требуется в первую очередь».
На собрании рабочих – слесарей мне только одно сказали: «Ты табаку у директора попроси». Люди голодали, жили в ужасных условиях, я предложил проголосовать - 100% подняли руки за то, чтобы просит только табак, больше ничего.
Доложил директору. Иван Леонтьевич покачал головой, открыл сейф и дал пачку талонов на 250 пачек «Казбека».
Были установлены нормы, и вскоре конвейеры были реконструированы. Выпуск снарядов возрос в 3,5 раза! И к ноябрю 1942-го планируемый запас для Сталинграда был создан. В первых числах ноября, по ночам, в строжайшей секретности, в Н.Тагиле были мобилизованы все оставшиеся мужчины и мальчишки для погрузки снарядов в вагоны. Составы были отправлены в распоряжение наших войск в районе Сталинграда.
А 19 ноября 1942 года начался штурм и окружение немецких войск, а затем и их разгром.
Меня наградили именными часами, орденом Отечественной войны 1 степени и медалями и присвоили звание «Старший техник лейтенант». Горжусь этими наградами и благодарен за такую высокую оценку моего творческого труда во время войны.
Павел Иванович Богатырев, записала Мария Пушкарева

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13