Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Православные Вести. Ижица

Таков он, о. Иоанн

К 30-летию служения Богу

06.10.2006

11 сентября сего года исполнилось 30 лет со дня рукоположения в священнический сан протоиерея Спасо-Преображенского храма г. Воткинска отца Иоанна. Знаменательно, что произошло это в скорбный день усекновения главы Иоанна Предтечи. Пройден длинный и утомительный путь, полный соблазнов, искушений... Как удалось его преодолеть? Но прежде - что привело Ивана Васильевича Бортникова на этот путь служения Богу?
«Болезнь привела. Бронхиальная астма. Из больницы в больницу, а улучшения не видно. Измаялся весь. На путь исцеления меня поставили тетки верующие, они послали в церковь. Стал бывать на службе, понял: это именно то, что мне нужно. Потом меня взяли в алтарники, работал несколько лет. И болезнь отступила», - рассказывает отец Иоанн.
Говорит он быстро. Улыбка освещает правильные черты лица, темные выразительные глаза. Седой старец мысленно уводит меня в далекий 1976 год, в Казань. Именно здесь Архиепископ Казанский, Удмуртский и Марийский Пантелеймон возводил Ивана в сан диакона. Первым местом его службы стала церковь в г. Волжске Марийской АССР. Потом он был направлен в Троицкий Собор г. Ижевска, а в день Благовещения, 7 апреля 1978 года, в той же Казани рукоположен в священники. После некоторого пребывания в татарской столице отец Иоанн приезжает в Воткинск. С тех пор местом его служения становится Спасо-Преображенский храм.
«Настоятелем в то время был Кормышаков. На церковь велись гонения. Ни крестить детей, ни венчаться советская власть не разрешала. Людей за ослушание могли даже с работы уволить. Но они приходили к нам, просили, и мы исполняли требы тайно», - вспоминает священник.
Видя сегодняшнее благолепие храма, соседних строений, где располагаются воскресная школа, крестильный храм, иконная лавка, наблюдая ухоженность дворовой территории с яркими цветниками, трудно представить, что здесь не было даже ограды. Мало средств выделялось на ремонт. Дошло до того, что священнослужители, в их числе отец Иоанн, сами латали крышу на храме. Слава Богу, те времена канули в Лету. Появилась возможность не только обновить действующий храм Преображения Господня, но восстановить в г. Воткинске храм великомученика Пантелеимона, построить храм Георгия Победоносца. В настоящее время в центре города восстанавливается Благовещенский Собор. Это все, как говорит отец Иоанн, святое дело. А теперь попросим священника рассказать о своей родословной, вспомнить молодые годы.
Родился 1 февраля трудного 1931 годы в деревне Талица Пермской области. В многодетной семье среди четырех братьев и сестры был старшим, а потому, закончив всего 4 класса, пошел работать. Дед Савел Бортников занимался пчеловодством. Он погиб в гражданскую войну. «Вообще в наших местах все держали пчел, фамилия пошла отсюда. Пчеловодство – бортничество», - вспоминает отец Иоанн.
Вслед за его рассказом переношусь мысленно в послевоенный голодный 1946 год, когда отец Василий отправляет 15-летнего Ивана учиться в ремесленное училище г. Перми. Практику подростки проходили на авиационном заводе. Потом было возвращение в родную деревню, учеба на шофера и служба водителем в одной из частей связи в Германии. Но прежде новобранцы осваивали азы солдатской службы в «карантине» под г. НижнийТагил.
На всю жизнь запомнилась ему капуста, которой кормили, дежурства на кухне, где приходилось мыть по 1000 тарелок... В Германии на питание жаловаться не приходилось. Однако жить приходилось в казармах на территории бывшего концлагеря. В подвальных помещениях здесь велись пытки заключенных, тысячами их сжигали в печах крематория. До сих пор вспоминается о. Иоанну запах жареного человеческого мяса...
Вернувшись после почти четырехлетней службы в родительский дом, поступает Иван Бортников водителем в Сосновскую автоколонну. Выучившись на механика, собирается он «махнуть» на строящуюся Воткинскую ГЭС, но не получается... Так остался молодой человек в Воткинске - устроился водителем автобуса в автопредприятие.
Женился, венчался в церкви Рождества Богородицы. Она стояла на месте музыкальной школы. И эту святыню постигла та же участь - снесли. Пока прихожане ездили в Москву за разрешением оставить церковь, ее не стало. «А с матушкой Фаиной мы вырастили сына и дочь. Теперь растут три внука и три внучки, уже есть правнучка. Жаль, что остался я один, похоронил ее несколько лет назад», - говорит отец Иоанн. Он приглаживает седые волосы, поправляет массивный крест на груди. На вопрос, есть ли в семье последователи на стезе служения Богу, отвечает: «Нет. Чтобы служить в Церкви, нужно призвание. Надо отдавать себя делу без остатка, а это не у всех получается. Да и Бог не каждого призовет. Благодать он дает смирным, а гордым нет. Даже необязательно быть грамотным... Бог помогает, дает знания, силы».
Глядя на этого одухотворенного человека, имеющего живой интерес к жизни, особое убеждение к правоте своих слов, не можешь не верить ему. Пост? Он безусловно полезен, дает выздоровление организму, крылья, два крыла. Не соблюдаешь пост - плохо. В свои 75 лет отец Иоанн не боится путешествовать. Ему хочется увидеть своими глазами то место, где распяли Христа, и он едет в Иерусалим. Был на Синае, причащался, здесь Моисей пас овец, услышал Божий глас... Слушая этого замечательного рассказчика, представляешь храм великомученицы Екатерины, Псково-Печерский мужской монастырь, женский монастырь в Пюхтицах (Эстония), в Дивеево...
«А в Петров день я вместе с другими нынче побывал на Соловецких островах. Пять дней автобусом туда и пять обратно. Был в храме в С.-Петербурге, прикладывался к руке Иоанна Крестителя,- вспоминает священник. – Это чудо какое-то: приехали на берег Белого моря - белая ночь. Солнце и луна рядом. Потом пришел катер и повез нас на Соловки. Трудно живется монахам».
«Ездишь - обновляешься духом. И силы Бог дает. Усталость, конечно, есть. Но она была и в молодые годы. Закалку получил в войну - два лета пас свиней за взрослого. Это в 12 лет. Только старание нужно, а Бог даст благодать. За жизнь много повидал. Однако скажу: приобретать надо только хорошее, а плохое - отбрасывать. И курить тоже начинал, но в ремесленке бросил. Не Божье это дело, да и здоровью вред. А в нашей семье много долгожителей: прадед прожил 95 лет, а тетке идет 91 год, мама умерла на 81; мне вот 75... На все Божья воля»...
+++
Крестильный храм Спасо-Преображенского храма. Возле купели невысокого роста священник в белой одежде, рядом - мальчик (он со своей матерью и крестной...)
«Крещается раб Божий Иван, - голос отца Иоанна в тишине храма особенно выразителен. – Сегодня День усекновения главы Иоанна Крестителя, вот в какой день приобщаешься к вере. И вести надо жизнь правильную: не курить, не брать чужого, не сквернословить, молиться перед принятием пищи и после, посещать храм. Богу молиться или черту угождать - другого не дано. Все от Бога. Духовная мать после родной матери должна быть первым наставником, а значит, тоже быть примером во всем.
А теперь повторяйте за мной: «Верую во единого Бога - Отца Вседержителя, Творцу неба и Земли видимым и невидимым...»

Галина Микрюкова, Воткинск
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13