Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

Сверстники

В двадцать лет все революционеры?

«Понимаете, мальчик, у которого нет постоянного послушания, почти никогда в православном храме не задерживается. Это вообще характерная черта мужской, а тем более подростковой психологии. Он не может быть пассивным, он хочет действовать.
Он не может чувствовать себя в храме только потребителем».

И несмотря на то,что «нам не хватает чувства долга, ответственности, правды, совестливости, жертвенности...» (протоиерей Артемий Владимиров «Молодежь болеет «скорохватством» // там же.С. 23), это так и, видимо, всегда было так. Вспомните жизненый путь юных мучеников за Христа и святых подвижников: св. мч. Татианы, св. мч. Трифона, св. вел. мч. Ирины Македонской, св. вел. мч. дева Екатерины, св. вел.мч. Пантелеимона..., русских святых отроков Бориса и Глеба, св. Евфросинии Суздальской,св. мч. царевича Алексия и Великих княжон. Сколько девушек, помимо известных сестер милосердия царской крови, трудилось по госпиталям и богадельням!

А скольким Героям Советского Союза было едва за 20! Пусть свет веры Христовой был им неведом, не в полноте ли исполнились в них слова Господа: блажен тот, кто положит душу свою за други своя.

А вот другие примеры.

Судьбы многих молодых народовольцев и революционеров-правдоискателей была крайне трагичной: Лидия Сороко, способная девушка, с отличием закончила гимназию, входила в боевую организацию эсеров-максималистов, 22 марта 1907 году повесилась в Петропавловской крепости- 20 лет, Мария Ветрова, учительница, арестована по делу группы народовольцев, в заключении чуть не сожгла себя заживо, скончалась от ожогов после исповеди в феврале 1897 года - 26 лет...

Как относиться к этим смертям? Осудить никогда не поздно, а как понять... Можно и век спустя не постичь чужих личных трагедий, что нам до них. Только ведь так и среди современников мимо пройдешь, ссылаясь на то, что молодежь нынче эгоистична, самолюбива, малодушна, ленива... и вообще «у них ничего святого». А ведь они по-своему подвижники. Они ИСТИНУ так искали, жертвовали во имя..., только кончилось все отчаянием. И в них было ЭТО, и в моих сверстниках ЭТО есть, чего порой и в самых благочестивых законопослушных гражданах нет. Само по себе это качество юности, правдоискательство, как сила, ни плоха, ни хороша. Как ее использовать, как направить, как воплотить - вот проблема. Подвиг монашеский не для всех, а прочим православным молодым людям как утолить жажду служения? А юность жертвовала. Но смогло ли общество принять ее жертву? Всегда ли общество находило применение ее бесконечному стремлению к служению и истине?

Остановим на этом размышления, уважаемые читатели. Возможно, они неверны в чем-то или же совершенно неправильны. Инициативу дальнейшего поиска решения поставленной проблемы автор передает вам. Ждем ваших писем на адрес редакции.

 

Самарянка Балтийского флота

Ерминия Жданко (ок.1899-191?).

 

Служите друг другу, каждый

тем даром, какой получил...

(1 Петр. 4, 10)

Июль 1912 г. У причала в порту Петербурга готовится к отплытию белоснежная парусно-паровая шхуна. Построенная в Англии еще в 1867 г. специально для поисков следов пропавшей в 1847 г. экспедиции Дж. Франклина, она переходила из рук в руки, именовалась «Newport», «Пандора-II», «Бланкарту». Участвовала в полярных экспедициях, дважды плавала в составе английской экспедиции для исследований устья Енисея (1893 и 1897 гг.). Ныне под именем «Святая Анна» она принадлежала лейтенанту Русского флота Георгию Львовичу Брусилову, который приобрел шхуну для коммерческой экспедиции по изучению возможностей зверобойного промысла при проходе северным морским путем из Атлантического океана в Тихий.

В те же дни в газете было помещено объявление, приглашавшее желающих на морскую прогулку – плавание вдоль берегов Скандинавии до Александровска-на-Мурмане и Архангельска, откуда «Святая Анна» должна была выйти в открытое море. Среди отправившихся в путешествие оказалась и дочь петербургского генерала Ерминия Жданко лет двадцати. Знакомая с сестрой Брусилова Ксенией, 22 июля она писала отцу: «…Предложили они мне одну экскурсию, которую мне ужасно хотелось проделать, но только если ты не будешь недоволен. Дело вот в чем: Ксенин старший брат… купил пароход, шхуну, кажется… Он устраивает экскурсию в Архангельск и приглашает пасажиров (было даже объявление в газетах), так как довольно много кают. Займет это недели две-три, а от Архангельска я бы вернулась по железной дороге».

10 августа 1912 г. шхуна вышла из Петербурга… По прибытии в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный в 40 км от Мурманска) были пополнены запасы воды и продовольствия… Однако экспедицию с самого начала начали преследовать неудачи, многие из которых были обусловлены элементарной безответственностью некоторых членов экипажа, а к отплытию не явились офицеры кают-компании, сбежал механик, не прибыл врач…

27 августа 1912 года Ерминия пишет отцу: «... когда пришли в Архангельск, положение было довольно печальное... Аптечка у нас большая, но медицинской помощи, кроме матроса, который когда-то был ротным фельдшером, - никакой. Все это произвело на меня такое удручающее впечатление, что я решила сделать, что могу, и вообще чувствовала, что если я тоже сбегу, как и все, то никогда себе этого не прощу. Юрий Львович сначала, конечно, и слышать не хотел об этом, хотя, когда я приступила с решительным вопросом, могу я быть полезной или нет, сознался, что могу... Я лично чувствую, что поступила так, как должна была, а там - будь что будет»…

Так Ерминия, закончившая в свое время самаритянские курсы сестер милосердия, осталась на «Святой Анне». 10 сентября шхуна вышла из Архангельска и вскоре через пролив Югорский Шар, забитый льдами, вырвалась в Карское море. С октября 1912 г. до апреля 1914 г. «Святая Анна» продрейфовала во льдах 1540 миль со средней скоростью 2, 84 мили в сутки в неисследованную часть Северного Ледовитого океана и достигла района севернее Земли Франца Иосифа. С окончанием второй зимовки 14 человек во главе со штурманом Валерианом Ивановичем Альбановым (1881 г. рожд.) покинули шхуну с целью добраться до суши. Через 10 дней трое из них вернулись… Из 11 человек лишь В. И. Альбанов и матрос А. Э. Конрад выжили и были подобраны экспедицией Г. Я. Седова. Судьба «Святой Анны» и оставшихся на ней 13 человек экипажа неизвестна…

В последних письмах к отцу Ерминия писала: «Если бы вы знали, как мне больно было решиться на такую долгую разлуку с вами. Я только верю, что вы не осудите меня за то, что я поступила так, как мне подсказывала совесть. Поверьте, ради одной любви к приключениям я бы не решилась вас огорчить... Между тем, когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя допустить, чтобы ничего не вышло...» ( Гибель шхуны «Святая Анна» послужила историческим прототипом для романа «Два капитана» В. А. Каверина и мьюзикла «Норд-Ост»).

 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13