Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

Молодежные страницы

Соколовский крест

29.10

Всякое место своего жительства человек помечает святыней: украшает избу иконами, село – храмом… Освящает мир местами сугубой молитвы.

Недалеко от села Ягул Завьяловского района УР есть деревня – Сокол. Понятно, что в селе храм есть (и любим многими), а в деревне нет – и по статусу не положено. Но как место родное для здешних жителей не могла она остаться вовсе не «ознаменованной», неосвященной, поэтому по инициативе Ягульского прихода и горячей поддержке православной молодежной общины св. мч. Татианы, полюбившей всякого рода пешие передвижения – лишь бы была цель, в холодные дни попразднства Воздвижения Креста Господня был организован крестный ход из с. Ягула в д. Сокол для воздвижения поклонного креста.
Дорогу в 15 километров ребята одолели без особого труда, правда, застряли немного, трапезничая на опушке леса. Зато последний километр, подгоняемые о. Сергием (Шкляевым), поддержанные усиленной молитвой, почти летели… Хоть и несли уже на плечах тяжелый поклонный крест из бруса.
Вошли в деревню и сразу увидели место, где крест предстояло установить, крутой холм, в который упирались деревенские улицы. На холме – группа пестрых маленьких издали человечков – молебен…
Проплыв по размякшим от дождя деревенским улочкам, крест поднялся на холм, на удивление местным старушкам, пришедшим на молебен, детям, глядящим из окон осевших изб, мужикам, оторвавшимся от работы.
Чумазая деревенская ребятня стайкой собралась на горке, наладила недалеко от креста костер и, играя с огнем, с любопытством оглядывалась на молящихся. А в самые интересные моменты выстраивалась в шеренгу перед крестом и, поеживаясь, грея руки в карманах, во все глаза рассматривала тяжелый крест, свечи, облачение священников, дымящееся кадило…

Вот подняли крест, под пение «Спаси, Господи, люди Твоя…» приложились к нему. Отец Михаил (Карпеев) стал кропить всех святой водой. Тут-то дети и не утерпели: «А меня освятите!». «И меня, и меня!…». Долго еще, после того как все бабушки уже разошлись по домам, дети не давали закрыть бочку со святой водой, то и дело подбегая с кружкой.
Недалеко от д. Сокола, на берегу пруда с ясной осенней водой в окружении ярких, легких берез «татианинцы» разбили лагерь. Запахло дымком, горячим супом. А сквозь эти запахи пробивался очень знакомый чистый запах тихой предпокровской осени.
Наутро ребята уходили из д. Сокол и все оглядывались – проверяли, далеко ли виден крест. Далеко…

Ирина Трифонова

В Чеганде обнаружен склеп

Этим летом, накануне профессионального праздника археологов, который отмечается 14 августа, из села Чеганда Каракулинского района Удмуртии пришло известие – рабочие при постройке коттеджа на месте разрушенной Петропавловской церкви обнаружили склеп.

Самой церкви, по словам старожилов, уже давно не существовало, службы в ней прекратились с 1929 года (основана она была в 1815 г.). В последнее время здесь развернулось строительство современных коттеджей. И неудивительно, южная оконечность Удмуртии с ее прихотливым и изрезанным рельефом - одно из самых живописных мест в республике со своим особенным микроклиматом, фауной. На одном таком строительном объекте при прокладке канализационного коллектора строители проломили свод склепа. Объяснение этому нашлось сразу – кто-то припомнил, что раньше рядом находилась церковь, от которой на поверхности не осталось никаких следов. В погребении, своды которого были сделаны из кирпича с деревянными перекрытиями, обнаружили останки мужчины и ребенка. По словам научного сотрудника Института истории и культуры народов Приуралья к.и.н. Станислава Перевозчикова, захоронение относится максимум к середине XIX века, а усопший, по всей видимости, был значимым в обществе человеком. На это указывают надетые на нем сапоги-ботфорты (высокие с широким раструбом). Больше никаких примечательных находок ученые не обнаружили. Удивительным фактом, который может помочь исследователям в установлении личности этого человека, может стать наличие в склепе останков ребенка. Сами археологи не видят необходимости в проведении раскопок.
Рядом с церковью верующие жители села построили молельный дом (часовню), а 9 октября, в родительскую субботу, найденные останки были перезахоронены в Каракулино.

Евгений Крылов

Июльский поход

Поход. Как много в этом звуке для истинного туриста, то бишь туристки и бывалой паломницы, слилось.

Обстановка. Конец июля. Солнце. Жара. Рюкзак. Большой рюкзак. И слова - идем 40 минут и привал. Да, легко, думаешь, ан нет - уже на 30-й минуте ждешь привала, как второкурсник окончания лекции нашего дорогого декана. В сумке припасы, явно лишние, - предпринимается акция под кодовым названием «Поможем нашим дорогим товарищам с голодающего Ижевска»…
Поневоле смотришь по сторонам и - вышки, вышки. Закрадывается подлая мыслишка: «Я б в нефтяники пошел, да кто ж меня возьмет?». К Докше мы дошли так же, как Мамай к Европе. Добрались и - чем бы поживиться? Ба, да тут колоночка, а тут МАГАЗИН! Аборигенов не видели, но валовая выручка местного магазина в этот день явно превысила все допустимые пределы.
Вы чувствовали себя на Луне? Я - да. Это когда едешь с о-о-очень тяжелым рюкзаком, долго идешь, трудно, и вдруг кто-то сзади приподнимает его и ты прямо летишь. Попробуйте, не пожалеете.
Знаете, чем отличаются паломники от туристов? Размером своих мозолей. На привале православный лагерь превращается в лазарет. Идет неофициальное командное первенство - у кого мозолей больше. Скажу без ложной скромности, я поставила рекорд в личном первенстве - моя мозоль была во всю ступню.
+++
Монастырь. Село Перевозное. Главное развлечение местных жителей- воскресная обедня. Сидя возле храма в своей походной одежде, впервые оказалась в шкуре профессионального нищего. Сердобольная старушка пыталась всучить десятку. А что, может, бросить УдГУ?
Очень своеобразный вечерний крестный ход - обходят и грядки с морковью, и теплицы, и капусту. Поют «Богородице, Дево, радуйся» и тут же с ночной дискотеки - «Забирай меня скорей, увози за сто морей». Контрасты, как на диком Западе.
Где ж это мое лето? Где? Не пойти ли мне в поход, А?

Александра Хворова

Неформалы

Теперь уже выработалось определение- «Православная студенческая община святой мученицы Татианы»– неформальное объединение молодых людей, преимущественно студенческого возраста, исповедующих Православие.

Оно рождалось долго, потому что сам вид общины, существующей вот уже два года, менялся: к студентам УдГУ присоединились учащиеся музыкального и медицинского училищ, ИжГТУ, сельхозакадемии, даже школьники, но школьники росли, поступали в вузы, выпускники училищ - в медакадемию и консерваторию (Н. Новгород)… У самого основания «Татианки» стояли и два отважных преподавателя УдГУ: С.Л. Бехтерев и Е. Б. Гусынина, а также диакон Илья Тронин, клирик Свято-Успенского храма г. Ижевска, выпускник Московской семинарии. Отсюда странная формулировка «преимущественно студенческого возраста».
Подобных объединений при вузах в России около 50, существуют также традиции вузовских домовых храмов (возрожденные 20 декабря 1993 г., когда ученый совет МГУ принял решение «о восстановлении в прежнем виде архитектурного памятника на ул. Герцена, д. 1 (храм св. мч. Татианы) о воссоздании в этом здании православной домовой церкви Московского университета и размещении в других помещениях этого здания музейных экспозиций МГУ»). Их около 30, два из которых при вузах Петербурга, по одному в Екатеринбурге, Рязани, Владивостоке… Со временем возникла даже необходимость в создании Ассоциации вузовских храмов России, которая и появилась в 2003 году.
Такие явления, конечно, закономерны: православную традицию сложно найти в современной семье или в постсоветской школе, поэтому едва подросток освобождается от их постоянного педагогического воздействия, он обращается к тому, что ему интересно помимо семьи и школы (наверное, так рождается молодежная субкультура). И уж если его интересует Православие, поверьте, он найдет себе единомышленников (ну, или его интересует что-нибудь еще - он неприменно создаст свой круг общения, кружок, тайное общество – сколько от этого «страдали» наши университеты).
Но вот и самое сложное – как совместить Православие и молодежную культуру (куда сложнее, чем получить на деятельность общества санкцию вузовской администрации и благословение правящего Архиерея). Постепенно выработалась целая плеяда форм деятельности: в Курске действует православный драмкружок, есть свой видеоклуб, при МГУ – школа церковного пения. «Татианка» при УдГУ, кроме еженедельных Евангельских чтений, акафиста святой Татиане у креста (3-й корпус УдГУ) в 18.00 по средам, уже имеет богатый опыт по проведению студенческих капустников, детских праздников, круглых столов, паломнических поездок и пр. Одной из форм деятельности, удачно совместившей традицию крестного хода и студенческого туризма, стали «Татианинские пешешествия». Маршрут их почти устоялся, особенно на отрезке Докша – с. Перевозное по берегу р.Камы. Цель пути также неизменна– Свято-Успенский женский монастырь с. Перевозное (под Воткинском).
Для верующих края это необычное место: хотя самому монастырю только десять лет, его главная святыня много древнее. У нее несколько названий - «Плачущие иконы», «Старые иконы»… В сущности, это деревянное скульптурное изображение распятия Христа с предстоящими Девой Марией и Иоанном Богословом в человеческий рост (уникальное с искусствоведческой точки зрения). В 30-е годы XX века «иконы», завернутые в холст, приплыли по Каме и пристали к берегу д. Паздеры… Так появился местный праздник «приплывушки» и появилась в местных краях традиция паломничества к «Старым иконам» башкир, удмуртов, татар и русских со всех окрестных областей. Поэтому июльские «татианинские пешешествия» прекрасно вписались в традицию почитания «икон». Очень этому способствовало гостеприимство монастыря: «Не можем же мы запереть ворота и кричать: «Спасаемся мы тут, проходите мимо!» - сказал как-то настоятель монастырского храма о. Силуан (его доброту все окрестные знают. Как-то увидел нас, паломников, пьяный дед на дороге – сразу догадался: «А, к батюшке идете!»).
Кроме того, «пешешествие» - слегка облегченный вариант крестного хода: впереди несут крест, в пути читается молитва… А всякий крестный ход понимается как подражание Христу, учит смирению – умению видеть себя таким, каков ты есть. Здесь ты без светских «понтов», косметики, галстука, зачетки… Даже если не читаешь в пути молитву, а просто идешь в «хвосте» и болтаешь со спутниками, тяжесть очередного перехода, общий котел, взаимопомощь неизбежно смирят тебя и с окружающими, и с самим собой. А если нет – с полпути вернешься домой, не выдержишь – бывает и такое.
Переход и вправду непростой, особенно если не отличаешься хорошей физподготовкой: жара, грозы, то реку вброд, то бесконечный асфальт (хуже для мозолей грунта не найти). А люди идут разные… Правда, в этом году историки и инженеры-экологи были в большинстве – по трое. Самый маленький паломник - 16 лет (моя сестра), самый старший – вообще бывший охранник 4-го корпуса УдГУ… Итого – 18 человек. Но «пешешествие» - это такая возможность ощутить полноту бытия! Начинаешь понимать, как это здорово – холодная Кама после трудного дня, горячая каша у костра, песни под гитару или «Выйду ночью в поле с конем…» на несколько голосов при солистах с музыкальным образованием, мягкий спальник… Звезды, скатывающиеся прямо в реку.
Даст Бог, и на будущий год пойдем– побродить по развалинам заброшенной деревни Паздеры, набрать воды здесь же в освещенных источниках, повидать игумена о. Силуана, послушать монастырские предания о чудесах от «Старых икон» от матушки Анастасии:– у молодой монахини послушание такое – экскурсии проводить.
P.S. Жизнь православных студентов в УдГУ немного похожа на существование первых христиан: они, как все, их и не отличишь от сокурсников. Как? Крестики под одеждой носят, молятся про себя, крестятся украдкой – не хотят обращать на себя внимание, удивлять… А вы бы, наверное, удивились, увидев двух молодых людей, целующихся трижды при встрече или приветствующих друг друга «Хаэре!» («Радуйся!» по-гречески, питерская традиция, у нас пока не встречается).
Бывает, правда, сидишь в библиотеке на Светлой седмице (неделя после Пасхи) – есть хочется, спать хочется, домой хочется… А кто-то идет мимо и шепнет радостно «Христос воскресе!». Что поделать, молодежная субкультура…

Ирина Трифонова

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13