<%@ Language=VBScript %> Святой Урал

Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

Путешествие на Урал

Это открытие было для меня потрясением радостью и болью одновременно. Святая Русь, которую мы заново узнаем, раскрывает перед народом свои непреходящие сокровища.


Завтрак на рассвете

Над горизонтом показалось солнце, когда прохладным летним утром 30 июля 2002 года, собравшаяся с женами и чадами братия в паломническую поездку заканчивала трапезу в живописном пригороде Ижевска. В 6 утра, помолившись, тронулись в путь. Кортеж из автомашин, пройдя с достоинством по Ижевску, вышел на Воткинский тракт, откуда паломники направились по российским просторам в сторону Белой горы Пермской области.
Не без приключений
В таких поездках всегда бывают обыкновенные, на первый взгляд, приключения. Казалось бы, чего такого, что колесо у «девятки» лопнуло? Или то, что с дороги сбились, а надежный джип не выдержал русских дорог? Но когда эти три факта случаются в один миг – задумываешься, чьи же это происки?
На Уральском Афоне
Мне приходилось слышать о Белогорском монастыре и Крестовоздвиженском храме, мне говорили, что он очень красив. Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь расположен в 85 километрах от города Кунгур Пермской области. Когда мы ехали на автомобилях, еще издали, за 10 километров, увидели Белую Гору и на ней стоящий храм, мы были поражены величием и неповторимой красотой храма и природы вокруг. Никакие рассказы и статьи не могут передать той красоты и благодати, которая есть на этом святом месте. Вверх, к храму извилисто тянется дорога. С вершины горы, на которой расположены монастырские постройки, там, где стоит огромный каменный крест, открывается вид на окрестные дали. Впечатление, будто ты летишь под облаками, высота птичьего полета, желание расправить крылья и взлететь.
На восточной стороне, у храма стоит несколько крестов. Один из них – могила монастырской братии, которую зверски уничтожили в 1918 году. Храм в лесах, купола сияют новой позолотой. Высота храма 53 метра, а его вместимость – 8 тысяч человек. Здесь же на горе бьет святой источник.
Историческая справка:
Обитель создана в 1890 году пермским миссионером протоиереем Стефаном Луканиным, во времена, когда в тех краях было много раскольников. Цель создания монастыря состояла в миссионерской деятельности среди раскола. Обитель начала свою жизнь с того, что отец Стефан посетил Белую гору, которая его очень поразила, и воздвиг здесь деревянный крест, как символ миссионерства. Позднее воздвигли 10 метровый крест в честь избавления Наследника Цесаревича Николая Александровича от опасности убийства в Японии в 1891 году. Эта святыня – Царский крест стоит и сегодня на Белой горе как символ Православия в России.
Монастырь в начале XX века насчитывал 400 человек братии. Белая гора стала воистину миссионерским и обучающим центром. В монастыре была огромная библиотека, была открыта школа для детей сирот. При обители были иконописные мастерские, по частным заказам изготавливали кирпич и мебель. Под сводами храмов обитель соединила православных и старообрядцев, к монастырю ехали верующие со всей России, называя Белую гору Уральским Афоном,- за великую духовность и природную красоту.
Вершиной духовного и хозяйственного расцвета стало строительство Собора в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Строительство храма было завершено в 1917 году, тогда же он был освящен…
В 1918 году обитель подверглась жестокому разгрому, были разрушены храмы и осквернены, братия вся была расстреляна. Позже, уцелевшие монастырские постройки использовались под психиатрическую лечебницу для тяжело больных.
Дорога к покаянию
Это действительно чудо, настоящее чудо – возрождение православия. Люди отряхнулись от тяжелой духовной комы. Сейчас, глядя на храмы, не вмещается в голову – как можно было убивать миролюбивых монахов и разрушать такие величественные храмы. Невольно содрогаешься, когда ясно вдруг представляешь, что весь двор монастыря был полит кровью, ведь до сих пор на камнях сохранились эти пятна.
Обитель возрождается с 1990 года, сейчас проводятся Богослужения, читается неусыпаемая псалтирь, и снова к монастырю потянулись верующие со всей России. Добраться до Белой горы просто: поездом до ст. Кунгур, затем на автобусе до села Калинино, далее 12 километров пешком. А проще съездить организованно с паломниками и священником.
Удивительная Россия
Мне доводилось бывать за рубежом, там очень красиво, и все же на Руси своя, неповторимая красота. Необычно красивые леса, вроде бы одни и те же, но это только на первый взгляд. Наш путь теперь лежит через непроглядные таежные дебри в Екатеринбург. Дорога пробивается через сопки, поросшие лесом, в разрезе которых видна горная порода, или мы едем по склонам, перемахивая через мосты. На скорости 130-150 километров в час все же удается разглядеть мелькающую картину за окном.
Массовая Голгофа
Мемориал жертвам политических репрессий я назвал именно так - массовая Голгофа. Он находится на окраине Екатеринбурга, официально здесь расстреляно 8 тысяч человек, но говорят, что эта цифра в четыре раза больше. Огромный мраморный крест, за ним тянутся каменные плиты на которых фамилии, фамилии фамилии… Посреди этих каменных плит стоит небольшая, четырехсторонняя стела, на каждой из сторон которой религиозные символы православия, протестантизма, иудаизма и ислама. Наша группа добралась до этого места в конце дня, для того чтобы почтить память и помолиться об убиенных. Сквозь лес светило золотое солнышко, рядом шумело большое шоссе, когда наша братия молилась об упокоении душ замученных людей.
Это захоронение нашли случайно, когда проводили земельные работы. Здесь, в братской могиле лежат в основном молодые мужчины - от 18 до 40 лет. Расстреляны были в 1938 году, как раз перед войной.
Храм на Крови
Мы нашли его не сразу в Екатеринбурге. Поплутав по большому красивому городу, на закате мы подъехали к строящемуся храму, который возводится на месте Ипатьевского дома, где была жестоко убита Царственная Семья. Храм будет очень высокий, но до окончания строительство еще много работы. У стройки стоит маленькая деревянная часовенка, а перед ней крест. Братия, встав позади батюшек, перед крестом помолились, после панихиды приложились к кресту.
Странное, необъяснимое чувство на этом месте испытываешь. Земля так и вопиет к небу. Неужели вот здесь, в этом красивом городе, на живописном месте было жестоко покончено с Помазанником Божиим. Почему здесь мало людей? Так мало в таком городе? Все-таки, Россия не покаялась в этом преступлении, это осознаешь остро именно здесь, у Ипатьевской Голгофы.
Ночлег в милиции
Нет, нас не арестовали за превышение скорости во время путешествия. Нас приютили в учебном центре МВД Екатеринбурга. Почти в 11 ночи мы прибыли в казармы. Приняв душ и закусив прихваченными с собой припасами, усталая братия поспешила поспать, тем более что руководством группы на сон было отведено всего три часа.

Роковая, лесная дорога

Рано утром, вернее поздно ночью, после трех часового сна мы снова в пути. В четвертом часу ночи, через спящий Екатеринбург мы едем к урочищу Ганина яма. Вот тот самый лес. Фары автомашин высвечивают кажущиеся таинственными, страшными деревья и кустарники. Дорога плохая – сплошные ухабы. Тишина. Тревожно. В этой роковой тишине все паломники как-то попритихли. Вот так, наверное, ночью, по этой дороге везли измученные Тела Страстотерпцев. Внезапно из леса вырастает высоченный частокол. Едем вдоль него. И тут как в сказке появляется изумительной красоты деревянный храм, в нем ворота в монастырь.

Чудо в лесу

Это действительно чудо. Ночью, в темноте, среди леса горят фонари на извилистых тропках обители, обнесенной высоким частоколом. Деревянные, рубленые храмы ночью выглядят особенно мистически, они освещены ночниками, в окнах теплится свет свечей и лампад. Нас встретила братия монастыря, совместно с ними, наши батюшки отслужили Божественную Литургию. Братия надолго запомнит эту ночь, лесную, темную дорогу, общую молитву, и это светлое утро. И вот уже яркое солнышко играет на куполах храмов и пронизывает лес своими ласковыми лучами. Паломники по одному или группами подходили к поклонному кресту, который стоит на краю той самой Ганиной ямы, где уничтожались останки Царственной Семьи. Вокруг Ганиной ямы сооружен деревянный настил с крышей. В монастыре много послушников, в основном молодежь – строят храмы, многие приезжают из Екатеринбурга автобусами, некоторые, видимо иногородние, живут в палаточном городке, который раскинулся здесь же на территории монастыря.

Еще раз подчеркну, что это действительно чудо, что за столь короткий срок – всего за 2 года построена монастырская обитель и четыре храма: в честь Царственных Страстотерпцев, во имя святого преподобного Серафима Саровского, во имя святого преподобного Сергия Радонежского и в честь Иверской иконы Богородицы. Сейчас ведется строительство еще трех храмов: в честь иконы Богородицы «Умиление», во имя святителя и чудотворца Николая и храма в честь иконы Божией Матери «Державная».

Гостеприимство монастыря

В монастырях всегда принимают путешествующих, кормят их. Вот и нас, паломников, пригласили трапезничать. Здесь, на природе, в монастыре, под ажурным деревянным навесом пища особенно хороша, хотя и не прихотлива. Такая пища готовится с молитвой, поэтому она всегда очень вкусна. Особенно это замечают люди, которые впервые путешествуют паломниками и впервые пробуют пищу иноков. Подкрепившись, мы покидаем это удивительное, чудесное, роковое и святое для России место – урочище Ганина Яма, монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Позади красивый вратарный Иверский храм, частокол. Мы едем через красивый, прозрачный и светлый лес, который теперь, днем, после покаяния и молитв кажется не таким угрюмым и страшным, как в ту, страшную и роковую ночь 1918 года.

Алапаевская трагедия

От Екатеринбурга это место недалеко, там были уничтожены Великие Князья и Елисавета Федоровна. Здесь, в лесу есть старая шахта «синячинская», которая сейчас напоминает просто большую яму. Она огорожена невысокой железной изгородью. Шахта-яма поросла молодыми, высокими соснами, устремившимися в небо. На краю шахты стоит поклонный, металлически крест, у подножия - вазы с цветами. Рядом с шахтой стоит часовня, она изумительно красивая, белая. От часовни и шахты, сквозь лес, тянется аллея к храму, вдоль аллеи – цветы.

Наша группа паломников, во главе с батюшками отслужили молебен возле поклонного креста. Приложившись к кресту, постояв в молчании и сделав снимки на память, ижевские паломники стали собираться в дальнейший путь.

Из истории трагедии

Арестовывали Елисавету Федоровну - отряд стрелков-латышей. Русским не доверяли, боялись, что пожалеют собственные святыни. Наемникам было все равно. Елизавету Федоровну в сопровождении двух инокинь повезли на Урал. Там - подальше от границ - решили собрать всю Царскую Семью, всех родственников Государя.

После нескольких недель в Перми (где находился и младший брат Царя Михаил) повезли через Екатеринбург в Алапаевск. В Екатеринбурге в свидании с царской семьей, томившейся в Ипатьевском доме, отказали. Лишь одной из инокинь удалось подойти к забору и увидеть сквозь щель Государя. В последний раз Элла оказалась так близко к сестре, родившейся на ее глазах сорок шесть лет назад.

В Алапаевске поселили в здании школы. Вместе с Елизаветой Федоровной находились Великие князья - Сергей Михайлович - безупречный офицер, дети Константина Романова, - Иоанн, Игорь и Константин, юный князь Владимир Палей, сын Павла Александровича, еще один ее племянник, с которым она познакомилась за несколько недель до смерти.

Узникам сперва разрешили сажать цветы и возделывать огород. Но потом догляд резко ужесточился. Вдруг перестали церемониться - как с приговоренными к смерти. Особенно свирепствовали чужеземцы - "красные" братья по классу: австрийцы, мадьяры чехи.

18 июля восемнадцатого года, их повезли на казнь. Пятерых мужчин - русских Князей, и двух женщин - русских святых (Елизавету Федоровну неотступно сопровождала инокиня Варвара, также канонизированная Церковью). Как и Царской Семье днем раньше, алапаевским узникам, объявили, что их перевозят в более безопасное место. Доставили к синячинской шахте, доходившей до 60 метров глубины!

Заживо сбросили всех - только попытавшегося сопротивляться Сергея Михайловича застрелили. Елизавета Федоровна успела произнести Христовы слова: "Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят". Забросали шахту гранатами, потом валежником, подожгли. Однако, крестьяне еще долго слышали, как из-под земли доносится пение псалмов и Херувимской песни.

Когда через три месяца в город вошли белые, их откопали. Елизавета Федоровна была не тронута тлением. Обнаружилось, что своим платком она перевязала голову Иоанна. Их пальцы были сложены для крестного знамения.

…Ныне Ее прах покоится в Иерусалиме в Гефсиманском саду, в русской православной церкви Марии Магдалины. Эта церковь была построена попечением российской императорской Семьи. Ее освящали в 1888году. На церемонии Елизавета Федоровна тихо сказала своему мужу, Сергею Александровичу: "Я бы хотела лежать здесь…" Так все и получилось…

Не раскаявшаяся Русь

Именно такие мысли приходят в таких местах, где страдали Царственные Страстотерпцы. Тяжело, ох как тяжело рядом с этими урочищами и шахтами. Одновременно с этой тяжестью – светло, светло и как-то спокойно от того, что мы прикоснулись в молитве к святым Страстотерпцам. Царская Семья пострадала именно за нас, за всю Россию, и сейчас молится за нас! Святые Царственные мученики, молите Бога о нас!

Мы снова в пути. Повторяем путешествия Елисаветы Федоровны: Пермь, Екатеринбург, Алапаевск, Верхотурье.

Старинный город, древний монастырь

В этот загадочный и неизвестный до этого дня городок, наша группа приехала вечером. Глухие Российские места Сибири отличаются великолепием природы. Я сразу обратил внимание, что здесь необычное небо, яркое, глубокое и пронзительное. На фоне этого ясного неба храмы Верхотурья просто непередаваемой красоты. Монастырь обнесен крепостной стеной с башнями, все как полагается для старинного кремля. (Именно поэтому в советские годы здесь была устроена колония строго режима для уголовников, храмы были полуразрушены и жестоко осквернены). Но, несмотря  на это, здесь присутствует благодать. Монастырю 400 лет, и какие-то 70 лет безбожие не смогли сломить дух Православия.

В Преображенском храме монастыря покоятся мощи святого праведного Симеона Верхотурского.

Литургия, которую мы посетили на следующий день – 1 августа, останется в моем сердце на всю жизнь. Воздух Преображенского храма пронизывают лучи утреннего солнца, которое светит прямо из Алтаря. Для нас, ижевских паломников, была открыта рака с мощами праведного Симеона, это исключение для нас – настоящая милость Божия. С благоговением мы подходим к раке, от мощей Святого исходит Божественное благоухание. Таинство исповеди, волнение. Звучат молитвы монастырской братии.

Началась Божественная Литургия. Вдруг я вижу, как раскрываются северные двери храма и входят две пожилых монахини, они держат под руки старца. Сперва, мне показалось, что его голова прикрыта большим серебряным колпаком, не видно лица. Только спустя несколько мгновений я понял, что он озарен светом, что этот серебряный свет исходит от лица старца-схимонаха. Невольно я опустил голову, потому что его взгляд пронизывает насквозь. Служба продолжается, вот, все встают на колени перед Святой Чашей. Началось таинство Причастия. Я все прекрасно помню, однако, был момент, когда земной мир ушел на какое-то мгновение.

Молитва, поклон, медленно иду в череде людей к Чаше, Тело Христово. Именно Тело Христово. Я целую Святую Чашу, отхожу в сторону, и тут взгляд схимонаха. Кланяюсь ему и целую руку и понимаю, что он видит меня насквозь. Старец поклоном благословляет меня…

После посещения Литургии, выйдя из храма, я стал усиленно всё фотографировать, однако я никак не мог понять потом, почему половина пленки была пуста. На ней остались кадры, которые я снял накануне, до Богослужения и кадры, которые я снимал уже по дороге домой, в лесу, где наша группа остановилась на отдых. По дороге домой, через два-три часа после службы, я задремал в машине, а перед глазами взгляд старца, как бы благословляющий и светящийся Крест… Святой праведный Симеоне, моли Бога о нас!

Монастырь Верхотурья самый мистический и таинственный для меня, я понимаю, насколько непостижим Бог нашим умишком.

О Николаевском Верхотурском монастыре можно рассказывать много, его история настолько богата, что не уместится в одну огромную книгу, а тем более в газетную статью. Скажу только то, что этот монастырь тесно связан с Царской Семьей, здесь построен Крестовоздвиженский храм, и его строительство было приурочено к 300 летию дома Романовых. В монастыре бывала и Елисавета Федоровна. В монастырь хотели привести Цесаревича Алексия, в надежде на его исцеление, но не успели, грянул роковой 1917 год.

Александр Чураков
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13