Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

Дивеево. Июль 2004

Слава Богу, что мы есть, слава Богу, что мы здесь

В Дивеево. Едем. И не в гости, а работать. «Работайте Господеви», - поет псалмопевец, и мы едем исполнить его слова буквально – физическим трудом, подкрепленным молитвой– восстановлением Святой Канавки Царицы Небесной.

Дело не новое, трудники из Удмуртии на Канавку ездят уже пятый год. Нынче ездило две группы – на окончание строительства. Наша (первая) группа работала под духовным руководством священника Михаила Карпеева, настоятеля храма Преображения Господня, села Ягул Завьяловского района.
Вот рассказ о. Михаила:
- Сподобил Господь заканчивать Святую Канавку. Начинали ее тоже мы. Первая организованная поездка состоялась в 2000 году. А просто поработать паломники из Удмуртии ездили еще в 1999-м. Когда приехали нынче, один из местных работников сказал: «А мы вас ждали. Когда приезжаете, так сразу рывок, продвижение в работе!» Действительно, помощь немалая, в прошлом году (2003–й год 100-летия со дня прославления св. Серафима Саровского) было организовано четыре группы, которые сменяли друг друга, нынче - две, вторая из которых полностью завершила строительство Св. Канавки.
Я заметил, когда приезжаешь трудиться, отношение монастырских людей к тебе другое, и монахинь и работников. Особенно это заметно в трапезной: просто приезжаешь, ну служишь и служишь, отношение - как ко всем, а когда на Канавке работаешь – сестры сразу мягче, приветливее, добавку с охотой дают.
И сама работа на Канавке удивительная. Разговаривали с одним священником, приехавшим поработать с Украины, он рассказал такую историю. Они приезжали в прошлом году с группой, с ними была монахиня. Она стоит внизу, убирает со дна Канавки землю. А на валу, точно над ней лежал топор, и он стал сползать по сыпучей земле, а на опалубке ( доски, придерживающие склон вала) начал падать как по ступенькам, и летит прямо на голову матушке. И все это в считанные секунды, все замерли. Она подняла глаза, опустила, и вдруг словно невидимая рука отшвырнула топор в сторону, и он со свистом вонзился в близлежащее бревно. Вся группа была свидетелем этого чуда. А сами мы при надвижении большой тучи стали читать акафист преподобному Серафиму, и туча, казалось бы неминуемо идущая на нас, обошла монастырь, встала с восточной стороны. Дождь пошел только после того, как мы закончили работать. И это бывает каждый год, а ездил я уже четвертый раз.
Приятно было и то , что матушка Рафаила и матушка Татиана (ответственные за строительство Св. Канавки) очень внимательны к работающим. Они все время приносили нам какие-то компоты, добывали постные пирожки, что, я думаю, не так уж просто при таком большом количестве едоков в монастыре.
Дисциплина у дивеевских монахинь, надо сказать, замечательная. Они немногословны и в то же время приветливы, когда начинается пустословие сразу прекращают разговор.
Видна глубина в них. И в своих стареньких поношенных апостольниках они вызывают уважение большее, чем любая накрашенная и разодетая мирянка.
Я благодарен сестрам монастырским и за то, что никогда не было у нас проблем с размещением, всегда нас принимали очень радушно. И, конечно, низкий поклон за то, что каждый год матушка игуменья сугубо для нашей группы благословляла приложиться к открытым мощам и вещам батюшки Серафима.
Галина Яковлевна: - Это уже третья моя поездка на Канавку. В прошлом году не смогла поехать и весь год чувствовала, что не хватает мне чего-то. А вот поехала нынче и словно пополнила какой-то благодатный запас в душе. Послушание мое было на кухне, тяжело, душно, целый день на ногах, а силы все откуда-то берутся. А походишь по монастырю, по Канавке пройдешь - так хорошо. Я даже там стихами заговорила со своей подругой: слава Богу, что мы есть, слава Богу, что мы здесь!
Аля Коробейникова: - Мне 17, и в Дивеево я ездила впервые, конечно, больше всего мне на Канавке Пресвятой Богородицы понравилось.
- Работать или молиться?
- Работать молясь.
- Это чувство необыкновенное. Потом уже когда домой приехала, за работой еще долго читала «Богородицу» про себя. Может быть, это не очень хорошо, так молиться, не задумываясь, но работать так гораздо легче, даже дома. И еще одно – до сих пор во мне это чувство ледяной воды, когда впервые окуналась в источник святого батюшки Серафима. Это ощущение чистоты, от него не хотелось возвращаться в мир.
Иван Пушкарев: - Мне 18 лет, в Дивеево я ездил четвертый раз, но трудился так впервые. Группа у нас была дружная, каждый человек какой-то необычный со своими особенностями, но все замечательные. На послушании мы работали с сестрой Ангелиной. Мы наводили глинистый раствор, а она им обмазывала стенки Канавки. Когда чувствуешь сразу, что человек хороший? Когда в нем нет гордыни. Я потом только это понял. Ангелина она очень простая, нет в ней никакой вычурности, и поэтому очень хорошая. Она чувашка, по-русски говорит плохо и сама просила нас переспрашивать, если нужно несколько раз, когда мы что-то не поймем. Она мирянка, у нее есть семья, но уже целый месяц живет здесь, трудится на Канавке и молится за своих домочадцев. Очень смешно говорит и никогда не обижается, если мы улыбаемся над этим. И так каждый человек там открывает для тебя что-то новое, чего в себе ты не знал. Как-то успокоился я там, особенно от шумной студенческой жизни отдохнул. Ведь мы грешные и даже ступить-то на эту землю недостойны.
На впечатления всех участников поездки не хватило бы и всего номера нашей газеты. Таково Дивеево в людях, которые привезли его в себе в Удмуртию.
Да, монастырь – это оплот душевной тишины, даже если там не прекращаются довольно шумные строительные работы. Главное ведь не то, что гудит подъемный кран и шумят машины, подвозящие песок, главное - то, чего в этом шуме не слышно: «Богородице Дево! Радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Молитва в устах работающих, молитва в устах идущих по Канавке. В этом – монастырь. От общения с монахинями необыкновенное чувство. Кажется, голосок-то у них негромкий, тоненький. А ведь все их слушаются, сразу без повторений. Сила в них большая есть. И такая улыбка – как свежая струя воды. Уже своим присутствием они создают добрую атмосферу. А эта атмосфера так важна. Ведь все искушения – усталость, раздражение, какое-нибудь недовольство, самолюбие, злоба - как звери ополчаются на тебя в святом месте, крутят тебя изнутри, лезут из тебя. И твоя задача- не поддаться, не потакать им, а значит себе, старому, самолюбивому. Постоянно быть начеку и не расслабляться - это значит соблюсти совет святых отцов: находиться в постоянном «бдении», так как враг «аки лев рыкающий ищет кого поглотити».
Но трудовая неделя на исходе. Мы едем домой. Каждый в себе везет свое Дивеево. Можно жить дальше.

Мария Карпова
 

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13