Home Проект "Ижица" Христианство Актуально Епископ Виктор: Молодые хотят, чтобы их слышали

Основные темы сайта

Епископ Виктор: Молодые хотят, чтобы их слышали

Актуально. Как привлечь молодое поколение к Церкви?

Епископ Виктор

С этого Пасхального периода 2017 года мы начинаем публиковать актуальные материалы, статьи, интервью, мнения о будущем нашей семьи, Родины, и даже Церкви как института. Тема очень острая и разнообразная – воспитание детей, конфликт поколений, здоровье, безопасность, взаимоотношения в семье, поиск юного поколения своего пути и спутника по жизни.

С вопросом о том, как привлечь юных к традиции и к жизни Церкви мы обратились к епископу Глазовскому и Игринскому Виктору (Сергееву).

- Владыка, вопрос очень актуальный на сегодняшний день: как привлечь молодое поколение к церкви. Может быть даже церковное, дети ходят, а потом в 14-15 лет куда-то пропадают. Какие шаги можно предпринять?

Епископ Виктор: Мы сейчас получили на приход книгу «На приходе и в семье» благочинного Красногорского округа Московской области протоиерея Константина Островского. Я давно слежу за его литературным творчеством. У него самого выросло 4 мальчика, и один из сыновей - епископ, тоже Константин. Естественно, возникает вопрос: Как надо так жить, как надо трудиться, как служить, чтобы дети не отошли от Церкви?

Понятно, что, пока ребенок маленький… Что мы наблюдаем? Родители приводят ребеночка, вернее сначала приносят. Его принесли к Причастию, причастили и ушли. Вот часто спрашивают: «Для чего нужны крёстные?» Я отвечаю: «Чтобы ты сама могла подготовиться и причаститься, а крёстная могла бы помочь тебе в этом и причастить ребенка». А то ведь как бывает? Ребеночка принесла, а на службе не была, потому и причащаться не может.
А потом ребеночек подрос, опять же, всю службу ему пока стоять тяжело. Мы и не настаиваем на том, чтобы дети всю службу стояли. Снова ребеночек причастился, а мать опять нет. Вот и получается, что это нужно только для него. А когда родители причащаются или молятся – это для него вообще остается тайной.
Я вспоминаю чаепитие после престольного праздника в Красногорье. Местные бабушки пели старинные духовные канты, и один кант меня прямо до глубины сердца поразил и до слез растрогал. Там рефреном звучали слова о том, что этот блудный сын откуда-то из тюрьмы упрекает мать, что никогда не видел, чтобы она за него молилась. Вот такие страшные и жестокие слова он произносит. То есть, если мать за него не молилась, то и пошел он по кривой дорожке и угодил в тюрьму.
Есть и другая песня: «Слово “мама” – дорогое…». Вот когда мать действительно живет с любовью о ребенке, молится и за себя, и за своих детей...
Сейчас многие семьи неполные. Этот перекос семейного воспитания, дефект семьи серьезным образом сказывается на судьбе человека. Сегодня в церковной ограде оказалась востребованной профессия психолога в связи с тем, что люди отошли от Бога, от Церкви, не заботятся о духовной жизни. Потому и оказались необходимы такие инструменты, как участие психолога, чтобы хоть каким-то образом решать вопросы душевного устроения.
Возрастная психология предполагает, что есть определенные периоды возрастания, когда ребенок становится абсолютно неуправляемым. В три года, когда ребенок делает первые самостоятельные шаги; в семь лет, когда постарше становится, и, конечно, пресловутый подростковый переходный возраст, когда молодой человек - революционер, бунтарь, для него нет авторитетов, ни дома, ни в церкви, ни в школе.
Для человека самый большой авторитет – это Бог и Его Церковь. Священномученик Киприан Карфагенский наставлял: «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения». Что мы обычно видим? В храм бегут, когда в дом приходит беда. Когда беда, начинается стенание: «Почему Бог так со мной поступает?» А в первую очередь мы должны смотреть на себя. Конечно, Церковь не отказывает в помощи этим людям, но и люди не должны быть только потребителями.
Один из самых известных современных афонских старцев монах Гавриил Карейский дает универсальный рецепт счастья: «Если не хотите стать бедным, никогда не копите. Чтобы не иметь печали - раздавайте. Богат не тот, у кого много, а тот, кому не нужно много». Но услышит ли современный человек то, что открыто духовным очам старца? Где найдет бунтующий молодой человек тех, кто станет для него безусловным авторитетом?
- С другой стороны, он их ищет.
Епископ Виктор: - Он их ищет. И почему ищет? Потому что не находит их дома. Если б это было дома…
Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем…», потому что быть учителем - нужен талант педагога. А вот этими талантами мы часто и не обладаем. Часто ситуацию удается держать за счет родительского авторитета. Но вот ребенок подрос, авторитет закончился, и у родителя в беспомощности опускаются руки.
Известный протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела г. Талдом Московской области рассказывал: «Вдруг наступает момент, когда старший сын отказывается идти в воскресную школу». Батюшка стал искать, как заинтересовать это подросшее поколение. И поскольку о. Илья - кандидат богословия, является преподавателем Коломенской духовной семинарии и просто талантливый человек, о чем можно заключить по тем книгам, которые им написаны, то он нашел это средство. Этим средством стала аскетика, православная аскетика, рассматривающая основные понятия духовной жизни, в том числе грех и страсти человеческие.
А почему аскетика? Потому что ребенок в этом возрасте ищет подвига, где он может себя каким-то образом проявить, где он может заявить о себе как о полноценной личности.
На занятиях дети стали разбирать жития святых. И вот пример святых оказался тем самым примером для подражания, который оказался востребованным, необходимым юношеской душе.
Занятия строились в форме сократического диалога. Это разговор, в котором больше говорят дети. А ведь чего часто ищет и, к сожалению, не находит молодой человек? Он ищет, во-первых, собеседника, и, во-вторых, хочет, чтоб его услышали.
Порой случалось, что тема настолько скользкая, что, кажется, неизвестно, чем закончится разговор. Но батюшка всякий раз убеждался, что подростки очень четко понимают границы и все категории правильно раскладывают.
Почему нельзя обманывать и обмануть ребенка? Потому что ребенок доверяет взрослому и остро чувствует всякую фальшь. И если педагог воскресной школы или светской, священник в храме или родитель в семье, говорит ребенку одно, а совершает совсем другое, то эти ножницы неправды рано или поздно разрывают доверительные отношения, ребенок остается неуслышанным и так теряется на многие годы, а порой и навсегда.
- Это страшная вещь, на самом деле.
Епископ Виктор: - Да. Сейчас у нас в длительном отпуске по уходу и воспитанию детей до 3-летнего возраста педагог воскресной школы. Теперь она всё время в своей семье, с двумя малышами. Господь дал ей столько любви и педагогического таланта, что когда она своих подопечных учеников отправляла на летние каникулы, то они вновь и вновь приходили к ней не только в воскресный день, но и на неделе. Понятно, что это могло быть ей обременительно, особенно, когда уже приблизился срок родов, но она никогда не проявила ни ропота, ни неудовольствия, и было видно, как это общение было необходимо детям.
- Хотел еще поделиться мыслями. Недавно прочитал в интернете высказывание одного опытного педагога, женщины. Она высказалась по поводу проектов - «синий кит» и прочих, когда детей подталкивают к суициду. Она сказала, что эта проблема очень старая. Это то, что вы Владыка сказали: просто детям не хватает любви в семье, и они где-то ее ищут, и им подсовывают вот такие ценности, ложные совершенно.
Епископ Виктор: - Когда-то давно я разбирался, почему у финно-угорских народов, в частности в Удмуртии, такой высокий процент суицида, мне попалось высказывание одного человека. Он говорит, что в менталитете у местного населения есть представление, что грешники, понятно, в аду, а праведники - в раю, а те, кто руки на себя наложил, - их и ад не принимает, и, естественно, в рай они не попадут. Они так между небом и землей и болтаются. Это – ложное представление, это неправда и это тоже одна из заманок. Полагаю, что подобные обманки и тут детям подсовываются.
Задача Церкви разрушать подобные мифы, давать правильное представление о том, как и для чего должен жить человек. Причем молодому человеку это нельзя взять и насильно вдолбить, он должен это сам понять. И обществу, и педагогу это еще надо уметь донести до ума и сердца подростка. Безусловно, что Церковь также не имеет права безучастно оставаться в стороне.
- Он должен увидеть авторитет, поверить, и тогда он пойдет за этим человеком. Еще хочу сказать, что, конечно же, бывает конфликт поколений, когда старшее поколение говорит, мы молодые были не такие… А на самом деле это всегда так было. Я общаюсь с молодежью и вижу, там есть группы здравомыслящих ребят, которые даже организовывают группы против этого «синего кита», называются «дельфины». Надо находить таких ребят, помогать им, может быть. Просто в медиа-среде больше говорят о зле, а о добре, как всегда, у нас говорят мало…
Епископ Виктор: - Приведу еще пример. Как-то ездил на трезвенный слёт, познакомился с молодым человеком из Екатеринбурга. Он ходит в детский дом к подросткам. Понятно, детский дом – это особая специфика, и там также нет авторитетов в привычном нам представлении. Как разрушить стену недоверия к обществу этих ребят, как настроить на позитив, чтобы не хулиганили?
Вспоминаю рассказ бывших десантников (хотя бывших десантников не бывает), как они организовывали молодежные отряды для неблагополучных подростков, жили с ними в палатках, с парашютом прыгали, марш-броски совершали. И вот такие экстремальные нагрузки позволяли детей оторвать даже от наркотиков.
Этот молодой человек из Екатеринбурга мне рассказал, что в лесу в 20-градусный мороз, они строили чумы и в этих чумах ночевали.
- Это детям очень интересно.

Епископ Виктор

Епископ Виктор: - Очень интересно, но с другой стороны, это такая рискованная работа. И это большая ответственность.
Например, знаменитый протоиерей Андрей Воронин из посёлка Ковалёво, что в Костромской области, ныне иеромонах Иоанн (Воронин), выпускник географического факультета МГУ, молодой и перспективный учёный, стал директором Частного учреждения «Ковалевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и создателем Детского Экстремального Проекта.
Я видел фильм «Миссия», снятый самими подростками, об уникальной экспедиции воспитанников Ковалевского детского дома в августе 2004 года, во время которой по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Восточную вершину г. Эльбрус (5 621м) был поднят походный храм и совершена Божественная литургия 19 августа в день Преображения Господня.
Все ребята на вершину подняться не смогли, очень сложно было (и не только по погодным условиям), сложно было и служить, и даже просто дышать. Там, в горах, каждый проверяется, чего он на самом деле стоит. И батюшка особо отмечал, что именно самые трудные дети оказались и самыми выносливыми, и самыми стойкими, и самыми верными. И возвращались они оттуда совершенно другие. Батюшка поясняет: «Альпинизм - это ведь не просто развитие силы и выносливости. Это своеобразная кузница мужского характера. Подъём заставляет человека мобилизоваться самому и установить тесный контакт с идущим рядом - ведь без этого в горах не выжить. За десять дней похода нам удалось достичь большего, чем за целый год напряжённой работы. Несколько моих подопечных с серьёзной задержкой психического развития в горах «ожили» - у них появился интерес к жизни.
Знаю, что в августе 2015 года был реализован еще один интересный проект - «Жизнь в движении – Килиманджаро», когда группа из 10 человек - детей и находящихся с ними в связке взрослых наставников одного из интернатов совершили восхождение на Килиманджаро, а инвалиды на протезах Александр Шульчев и Александр Похилько достигли вершины, чтобы испытать себя и доказать: для них нет преград, а через год был осуществлен еще более амбициозный проект - «Жизнь в движении – Эверест». Воспитанники интернатов для детей-инвалидов, лидером которых стал 16-летний Николай Дейкин, передвигающийся на протезах, совершили восхождение к базовому лагерю высочайшей горной вершины Земли.
Тем, кто спрашивает, для чего это нужно, я могу привести слова «Песни о друге» Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль» - «Если друг оказался вдруг…», где дается предельно ясный ответ.
- По поводу музыки, Владыка. Вы правильную тему зацепили - о музыке. Ведь молодежь ищет и в музыкальных произведениях современных какие-то свои отголоски чувств, эмоций, которые они не могут, может быть, пока выразить. Я стараюсь говорить всем, вы послушайте, пожалуйста, родители, взрослые, что слушают ваши дети, какую музыку. Ведь она разная бывает. Что сейчас популярно? Какие сейчас популярны певицы у нас? Елена Темникова, Наргиз Закирова, да? Про рэп не знаю. Рэп – это какая-то чисто сексуальная энергия бьёт, и всё. Даже по тому, что он слушает, можно уже сделать определенные выводы, что его волнует. Вот на эту тему что-нибудь скажите, пожалуйста.
Епископ Виктор: - У меня есть знакомый батюшка, мы с ним в паломничестве оказались вместе. Я смотрю, он постоянно читает электронную книгу. Современные вещи какие-то, фэнтези, ещё что-то. Спросил его: «Для чего ты это читаешь?» «Дело в том, - говорит, - что я должен знать, что читают мои дети. Чтобы с детьми разговаривать на одном языке. И если какие-то вопросы возникают или я чувствую, что там есть определенная опасность, какие-то уловки, я должен уметь об этом сказать».
Протоиерей Константин Островский рассказывает: «Я однажды, наверно, ошибку, совершил, меня матушка за это ругала. Взял и рассказал детям, какой я хулиган был в молодости. Наверно, - говорит, - это ошибка. Но с другой стороны, дети понимают, что по молодости я был неверующий, не святой человек, то есть я не закаменевший, прошел какие-то определенные преграды. А в результате контакт с детьми не был утерян».
Понятно, что для всех такие рискованные педагогические приемы рекомендовать нельзя. Но, наверное, и какая-то современная музыка может помочь. Я в свое время тоже через модную музыку проходил. Рэпа тогда не было, предположим, эстрада была. Но в какой-то момент меня классика захватила. И сейчас мне очень не хватает времени, чтобы слушать классическую музыку.
Должно какое-то время пройти, человек должен накопить определенный опыт, чтобы научиться сравнивать и выбирать, а с другой стороны, может быть, необходимо показывать, что в общем-то и современные композиторы той же классике бывают совершенно не чужды, вольно или невольно классические приемы всё равно используют.
Мне запомнилось высказывание доктора исторических наук, профессора УдГУ Владимира Емельяновича Владыкина: «Все мы стоим на плечах наших предков», и нам это дает возможность видеть чуть дальше, но это не означает, что мы стали умнее. Вот чего не хватает молодежи, то это мудрости опытных пожилых людей.
Сейчас достаточно часто обсуждается вопрос, почему уходят дети из Церкви. Мы это видим и знаем это явление. Ну, есть уходящие из Церкви, есть приходящие в Церковь. Но приходящих значительно меньше.
Но с другой стороны, если взять и посмотреть такую аналогию: семья – малая церковь. И человек в семье растет. Если раньше семья была патриархальная, три поколения, а то и более могло быть в семье. Старенький дедушка мог уже на печи или на полатях находиться, совсем мелкие по полу ползали, трудоспособные работали, у каждого было свое дело. И каждое из поколений друг друга органично дополняли.
В Священном Писании говорится: «…посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». То есть человек уходит из родительской семьи, чтобы создать собственную. Притча о блудном сыне рассматривает эту проблему, но уже с другого конца. Приходит время, и человек уходит в мир, пытается найти и выстроить что-то свое. Лишь бы ему не запутаться там, пусть он помнит, что в Церкви, как и в малой семье, его всегда готовы принять.
- Кстати, эта тенденция очень сильная. Вы прямо в точку попали. Сейчас многие мечтают уйти, выехать из семьи в другой город, чем-то заняться. Это прямо в мечтах. В общем, мало кто хочет остаться в семье. Это, видимо, и на Церкви сказывается тоже.
Епископ Виктор: - Ну, возможно, что это апокалиптическое состояние общества такое. Если раньше уехать просто невозможно было. Сейчас открыты границы. Они уже не удерживают человека. И не просто город, предположим, но и в другую страну. И на другой материк, и на другой континент. Другое дело, что рано или поздно человек начинает ощущать, что надо вернуться к корням своим. Мы это видим в людях и сегодня.
- Недавно у нас проводились несколько мероприятий, направленных на молодежь и на людей, которым уже по 60 лет, мы их тоже «молодежью» называем. Когда мы проводили занятия со школьниками и со взрослыми, с доктором Евгением Кузнецовым, с нашим психологом Александром Вахранёвым, мы поняли одно: нерешенные вопросы, которые есть у подрастающего поколения, потом выливаются в какие-то болячки. Общались с людьми, вопросы одни и те же - нерешенные. Человек не думал о любви, об эмоциях, о чувствах, он как бы сам по себе жил, не задумывался об этом никогда. Кстати, это и к музыке относится. Этим пользуются очень музыканты. Они как раз поют о том, о чем никто никогда нигде не говорит, - о чувствах, об эмоциях. Человек послушал, и у него эйфория, что испытал какое-то чувство. Но это ведь не он пел. Я очень надеюсь, что Вы благословите наш проект, и на его дальнейшее продвижение, чтобы с молодыми людьми говорить о том, о чем с ними никто не говорит, даже в семье. Может быть, и священникам об этом некогда говорить. Не в храмовых условиях это надо делать, это отдельное мероприятие надо организовывать. Просто людям объяснять, что такое любовь. Не знают молодые люди, подростки. Они за любовь принимают ревность, зависть, еще что-то. Простые очень понятия, их надо раскладывать просто по полочкам.
Когда мы спрашивали, о чем вы мечтаете, - все молчат. Что вы любите? - Все молчат. Вы радовались когда-нибудь? - Не знают, что ответить. А какая у вас цель в жизни. Кто-то поднял руку – миллион иметь, миллиард. Думают о чем? – О богатстве. Мы начинаем потихоньку говорить. Ну, вот будет у тебя завтра миллиард, представляешь, что с тобой будет? Люди просто многие умирают от этого шока. Это очень большая проблема, большая ответственность, когда начинаешь раскладывать по полочкам, они задумываться начинают, в этом ли счастье?
Епископ Виктор: - Мудрецы говорят, что бедность есть большое благо, поскольку не позволяет совершать дорогостоящие грехи.
- Это да. И даже деньги называются «денежные средства», это средства, а не цель.
Епископ Виктор: - Совершенно верно. В свое время меня поразил рассказ одного батюшки, который оказался в Египте, в доме миллионера. Он обратил внимание, что его дом непрезентабельный, и сам он не очень презентабельный, и одежда у него обычная, и машина у него обыкновенная. «Зачем же тогда Вам деньги? – спрашивает его. - Как зачем? в свою очередь удивляется миллионер. – Помогать!». И потом у святых отцов я тоже самое увидел: «Деньги нужны, чтобы помогать тем, у кого этих денег нет». Если человек это понимает, тогда в обществе будет справедливость. Вот нынешний заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Сергей Самонович Фефилов, в бытность министром труда, как-то выступая, выдвинул лозунг: «Давайте, люди состоятельные, помогать тем, кто не смог состояться». Но призыв этот так и остался «гласом вопиющего в пустыне». Мы на сегодняшний день видим, что благотворительность у нас в стране еще только зарождается, этому институту благотворителей, меценатов и жертвователей надлежит вырасти. Большинство людей не готовы жертвовать, не готовы помогать, вокруг много мошенников, а потому нет доверия к благотворительной деятельности. С другой стороны, люди, которые занимаются благотворительностью, говорят:
«Такое счастье - помогать!» И если человек этого не испытал, то он в какой-то степени тоже бедный человек.
- Тогда от общих вопросов перейдем к тому, что Вы можете сказать по поводу молодежи, каких-то молодежных проектов, мероприятий. Что в частности в Глазовской епархии происходит, что-то делается в этом направлении? Может, идеи какие-то есть?
Епископ Виктор: - Да. С 2010 года у нас активно работает Александро-Невское братство «Трезвение». В этом братстве помимо тех людей, которые имеют какие-то зависимости, есть люди, которые имеют зависимых родственников, мы собрали их вместе, чтобы они друг другу и сами себе помогали, чтобы была такая трезвая среда общения.
Мы увидели, что прийти в храм, спеть акафист, попить чаю - такого трезвого досуга явно недостаточно. Поэтому у нас появился семейный клуб «Домашний очаг», куда бы приходили люди, в том числе с маленькими детьми, которые себя с проблемами девиантного поведения не ассоциируют, которым необходимо общение вне храма.
И потом чуть позже у нас появился молодежный волонтерский проект. Мы обращались к педагогам, директорам, завучам школ. Кто-то из них откликнулся. На сегодняшний день у нас есть молодежные волонтерские отряды. Они работают в своей молодежной среде.
Когда я бывал в классах на встречах со школьниками, просил, чтобы мне написали, какие вопросы детей интересуют. И практически три четверти вопросов касались того, что родители пьют, семьи неполные, в семьях бранятся, курят. «Как нашим родителям помочь?» - спрашивали эти дети.
Опыт показывает, первую рюмку ребенок в семье берет из рук родителей, и первую сигарету часто вытаскивает у отца или матери. И мы понимаем, чем позже ребенок познакомится с этим злом, тем он будет устойчивее противостоять ему в будущем.
И потом, кто доступнее всего расскажет ребенку о вреде зависимостей, если не сверстник? Сейчас есть определенные разработанные технологии, которые мы взяли на вооружение, появились на сегодняшний день свои наработки. В прошлом году мы выиграли грант в «Православной инициативе», и сейчас этот грант полностью отработали. На сегодня пришло сообщение, что мы выиграли новый грант в данной тематике и будем отрабатывать его во всех благочиниях Глазовской епархии.
- Поздравляем!
Епископ Виктор: - У нас уже есть такой опыт. Но мы были ограничены и средствами, и возможностями, а сейчас эта работа стала целями гранта. И интерес к этому есть и у государства, и в районах, и в школах. Нас уже знают, нас зовут, приглашают.
- Здорово, что там дети участвуют сами.
Епископ Виктор: - Да. Сегодня трудно детей вывезти за пределы города, это большая проблема. Надо транспорт, надо много чего соблюсти и понести большие затраты. И, безусловно, грант в решении этих проблем помогает.
Я много лет ищу людей, кто бы взялся заниматься с детьми патриотическим и военно-спортивными видами досуга, скаутингом, чтобы были православные следопыты. Но, к сожалению, сегодня этого еще нет.
У нас есть кадетские классы, казаки с этими кадетами занимаются, вывозят их на природу. У них идет подготовка и по церковной части. Большие надежды связываем с тем, что появится у нас хорошее здание – духовно-просветительский центр, и там возможностей будет больше. А на сегодняшний день даже собраться негде. То в уголке храма соберемся, то здесь где-то в коридорах, то где-то еще. Были вынуждены на стороне находить места.
Например, воскресная школа. Ее на сегодняшний день и воскресной школой-то назвать нельзя, скорее воскресная группа. Мы и в интернате №2 занимались. Но в какой-то момент, мы всё-таки дети, мы шумные, и нас попросили. Были в общеобразовательной школе, но в воскресные дни там никого нет, мы приходим, создаем какие-то неудобства, да и от храма далеко, тоже неловко. Верим, что рано или поздно у нас все направится. На сегодняшний день много молодежных проектов, которые можно было бы реализовывать.
Часто вспоминаю, как-то мы приглашали Василия Давыдовича Ирзабекова, и он как-то рассказал такую историю. «Я, - говорит, - постоянно летаю в одну заполярную епархию, за Урал, практически каждый квартал. Меня владыка приглашает выступать, и как-то я его спрашиваю: «Владыка, ведь Вам накладно меня из Москвы вытаскивать, самолет туда-обратно, здесь я нахожусь, в гостинице, и содержание мое недешевое. Неужели никого нет, кто бы работу, которую я делаю, у Вас бы выполнял?» «Понимаешь, Василий Давыдович, из 20 священников у меня только 4 священника готовы в школу идти». Но я опять же повторюсь: «Немногие делайтесь учителями». Действительно, если нет педагогических талантов, нет чувства такта, достаточного уровня культуры, такого священника нельзя и в школу пускать.
Лет 10 назад я для себя сделал открытие. Оказывается, на Востоке - на Святой Земле, в Греции, в Сербии – там не каждый священник может стать духовником, не каждый имеет право исповедь принимать. Специально решается вопрос, какому батюшке это доверить. У меня есть знакомый батюшка, он палестинец – священник Павел Аль Алаам, клирик трех православных палестинских храмов (Иерусалимский Патриархат, г. Бейт-Джала). Он закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и академию, и через много лет, когда он стал уже протоиереем, только тогда ему разрешили принимать исповедь. То есть можно осознать, какая это ответственность лежит на человеке. И если у священника нет элементарных знаний по педагогике, психологии и просто духовного опыта, то ему не доверяется вершить судьбы других людей.
- Еще такой вопрос задам. Может быть это еще кадровая проблема, что не хватает молодых «продвинутых» священников, за которыми пошла бы молодежь? Я у многих священников спрашивал: «Вы пользуетесь соцсетями?». – «Нет», - кнопочный телефон. – «Как ты будешь разговаривать с молодежью, если у тебя еще кнопочный телефон?». Всё, ты уже в глазах молодежи потерял авторитет.
Епископ Виктор: - Я согласен с этим.
- Желает ли молодежь идти служить, идти в священство?
Епископ Виктор: - Мы ощущаем, я это всегда видел, что очереди в священники нет. Если в перестроечное время был, что называется, Божественный призыв. Мы шли, лично я сам и те, кого я знал, мы шли, чтобы потрудиться ради Господа. Мы понимали, что Церковь – это то передовое место и борьбы за человека, и за собственное спасение. А на сегодняшний день порой мне не очень понятно, почему этот человек еще священник? Есть такое выражение, что «служить надо ради Иисуса, а не ради хлеба куса». Смотришь – наёмник он. И как его разбудить, и как ему вернуть эту «первую любовь», о которой в Апокалипсисе говорится?
Вот сейчас стала очень активна тема духовного выгорания. Ну, я думаю, тема надуманная. Но почему она встала, эта тема? А потому что человек пошел совершать свое священническое служение, не очень понимая, к чему он идет, не очень представляя, как это будет, и, как следствие, не готовый встретиться с теми трудностями на священническом пути. А хороший священник, как и любой хороший человек – это всё-таки штучный товар.
- Как и хороший педагог.
Епископ Виктор: - Да. И ведь мы видим – тысячи священников были до революции. Но воспоминания, книги остались о немногих, десятки, сотни, может быть.
- В этом юбилейном году, когда я читал статьи и фильмы смотрел на исторические темы – очень похожа ситуация. Как-то жутковато немножко.
Епископ Виктор: - Да. У меня эти параллели тоже постоянно перед глазами. Ну, что ж, «всё возвращается на круги своя». Мне сейчас всё чаще и чаще приходят на память слова, услышанные, когда служил в Александро-Невском кафедральном соборе, это еще до 2000 года было. Однажды после всенощного бдения Владыка архиепископ Николай уже собрался поехать к себе, и когда выходил из алтаря, кто-то из иподьяконов или священников, сейчас не могу сказать точно, подошел к Владыке, такой восторженный, с каким-то духовным подъемом, говорит: «Владыка, какое сейчас замечательное время! Восстанавливаются храмы, приходят образованные священники, храмы наполняются верующими людьми». Владыка так посмотрел, как бы с некой грустью: «…маятник уже качнулся в обратную сторону…». Мне тогда эти слова просто безумием показались.
- Владыка прозорливый был.
Епископ Виктор: - Я ничего не сказал, но чем дольше живу, тем больше в этом убеждаюсь.
И конечно приходится читать какие-то дореволюционные труды, материалы смотришь – было очень много замечательных священников, талантливых, ученых, много более ученых, чем мы, более подготовленных, чем мы. Но в истории остались имена немногих. Понятно, что многие из них сохранили верность Господу, засвидетельствовали свою верность мученическим, исповедническим подвигом. Что будет с нами, я пока не очень представляю, но всегда держу в памяти эти столетней давности события.
- Меня потрясли материалы про события в Глазовском уезде, про первую мировую войну, которые нам прислал Глеб Кочин. Я читал – был прямо поражен. Как жили, о чем говорили, почему революционеров поддержали, поддержали свержение Царя, радовались!
Епископ Виктор: - И, конечно, эта ситуация, это брожение умов, то, как пытаются шельмовать власть, Церковь сегодня, это тоже внушает опасения. Может быть, кто-то даже молчит, а вот наступят смутные времена и события, и всё проявится. Я читал архивные материалы, когда в Вятке были выступления 1905 года, когда те же самые прилежные семинаристы громили архиерейский дом, поджигали семинарию. Тогда выпуск Вятской семинарии полностью расформировали. Потом я пытался проследить судьбы некоторых вот этих буянов.
- Это как раз молодежь.
Епископ Виктор: - Да, молодежь. Пришел 17-й год, 19-й, 20-й. Понятно, что они не получили в свое время образования, не смогли закончить семинарию. Но всё равно та закваска, которая была дана с молоком матери, то воспитание, которое они в Церкви получили, дали свои плоды. И когда начались гонения, они не испугались, шли служить. Тогда не смотрели, что нет полного образования, рукополагали, потому что просто кадров не было, свою веру они подвигом мученическим или исповедническим засвидетельствовали. И это тоже определенный феномен такой случился.
Боюсь в какое-то старческое брюзжание скатиться, но такие серьезные опасения тоже испытываю. Конечно, хотелось бы, чтобы были какие-то молодые священники, те священники, которые готовы были дерзать осваивать какие-то новые технологии, чтобы учиться хотели, молодежь организовывать, вести за собой. С другой стороны, те священники, которые пришли вместе со мной, сейчас уже состарились, многие достигли пенсионного возраста. Как-то бы они эту молодежь поддержали, но что-то не вижу этого. Ну, вот служат и служат. Конечно, это тоже надо делать, но этого недостаточно.
- Я думаю, что, если молодой человек поставит себе цель правильно и найдет смысл жизни и будет к ним стремиться, я думаю, что всё будет у них в порядке. Надо показывать просто цель, смысл. Другой вопрос, какие они средства изберут для этого, да? Революцию или эволюцию – вот в чем дело.
Епископ Виктор: - Я полностью согласен, если поставить правильно цель, если эту цель показать. Задача - донести эту цель и показать истину. Часто наши слова, наше внешнее, не соответствует внутреннему. Молодежь это чувствует.
- Я у многих верующих знакомых спрашивал: «Вы зачем в церковь ходите?» Многие годы ходят. Ну, мы ходим за близких молиться, чтобы здоровье было, чтобы работа была. Говорю: «И всё?». Разве за этим надо в церковь идти? Это попутное всё.
Епископ Виктор: - Привык человек, просто ходит, ну и ходит. А как молодому человеку объяснить, зачем ему надо в церковь пойти? Вот как это до него донести – вот вопрос?
- Ждать беды. Как говорится, не хочешь поститься добровольно, будешь поститься вынужденно.
Епископ Виктор: - Да, я вспоминаю, учился вместе с батюшкой из Донецкой епархии. Он рассказывает, что до войны храм был полупустой. На сегодняшний день, несмотря на то, что количество жителей сократилось в десять раз, храм практически полный, людей привела в храм беда. И естественно, когда люди оказались без помощи, церковь эту помощь пытается дать, пытается и кормить людей, и какую-то лекарственную, материальную и вещевую помощь оказывать.
- Ну, Владыка, в заключение пожелайте, пожалуйста что-нибудь читателям. Газета выйдет у нас в дни Пасхальные.
Епископ Виктор: - Апостол Павел в первом послании к Коринфянам о Пасхальной радости говорит: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. ... Станем есть и пить, ибо завтра умрем!». Но есть у человека надежда, надежда на воскресение, на жизнь вечную. И это дает большие силы трудиться дальше, превозмогать немощи, искушения и дает надежду, что Господь, в конечном итоге, наших усилий не посрамит.
- Может быть, это для многих будет и целью жизни? Подумаешь, прежде чем что-то совершить, какой-то поступок.
Епископ Виктор: - Мне часто приходят на ум слова блаженного Августина: «Не говори о Христе, но живи так, чтобы тебя захотели о Нем спросить». И в этом отношении можно привести пример одного христианского миссионера, который прибыл проповедовать, где не было ни одного христианина. Когда же он умер, там не осталось ни одного язычника. Вот это тот идеал, который для каждого Божьего служителя должен быть перед глазами. Тогда и собственная жизнь, и жизнь людей вокруг приобретет высший сокровенный смысл. А для остального мира, по слову апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для них спасаемых, – сила Божия», - мы все в глазах этого мира юродивые. Юродивые Христа ради. Это наш крест и это наша награда!
- Спаси Господи!

С благодарностью, Александр Чураков
Глазов - Ижевск, апрель 2017 г.

Творчество

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!

Впервые в Ижевске состоялось открытие уникального бла

Свет души вплетается в слова
Свет души вплетается в слова

В суете повседневной жизни мы часто забываем о душе. Бы

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Промысел Божий. История понятия
Промысел Божий. История понятия

Для молодого поколения Промысел Божий можно объяснит

Бизнес

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
О благотворительности и бизнесе
О благотворительности и бизнесе

Специальная статья исключительно для АКТИВНЫХ людей,

Реклама издания
Реклама издания

"Вести. Ижица". Просветительское издание. На сайте - пу

Подписка на инф.курс Gen Energy

Краеведение

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Поздравляю вас всех с Рождеством Христовым!
Поздравляю вас всех с Рождеством Христовым!

Дорогие друзья! Отцы, братья и сестры! «Не бойтеся: се

Каракулинское чудо
Каракулинское чудо

К 10-летию строительства храма св. вмч. и целителя Пант

Яндекс.Метрика