О раскольниках, сектах и Церковной иерархии

Категория: Актуально

Опубликовано продолжение статьи. Обновление 26 декабря 2014 г. 

Александр ЧураковОсень - зима 2014 года. Страна переживает непростое время. На Россию волна за волной идет агрессия со стороны англосакских либеральных элит. Гражданская война в Украине. Беженцы. Финансовое давление на экономику. Неприятие Западом российских деятелей культуры и науки. Западные санкции против видных личностей и целых отраслей экономики России. Но мы бы хотели поговорить не о внешних угрозах...

Время определиться

Как бывает всегда, в такие сложные геополитические времена, внутри России поднимаются многочисленные и многоголовые гидры так называемой «пятой» колонны. Это – секты, различные антипатриотические силы в виде НКО, а также откровенные мошенники. Кто-то из них действует сознательно, отрабатывая американские деньги, а другие пользуются напряженной психологической обстановкой в корыстных целях.

Вспомним начало 90-х годов – время падения СССР. Чего только не было на просторах Руси – колдуны и парапсихологи «лечили» людей по телевизору. На спортивных стадионах западные миссионеры собирали десятки тысяч людей, жаждущих чуда исцелений.
И снова сегодня на улицах городов, на страницах газет мы видим объявления, которые под маской Православия зазывают людей на бесплатные конференции, где людям внушают особую роль «Народа Спасителя», другие показывают пальцем на новоявленного «Царя-Спасителя». Третьи обещают за деньги избавить людей от всех болезней на психо-тренингах и медитациях. Четвертые объявляют себя истинными православными христианами и поливают Православную Церковь помоями.
Любые нестроения внутри государства, внутри Церкви, внутри общества в такие времена могут губительно отразиться на всей стране. Разобщенность, раскол – все это только на руку врагам России.
Такое впечатление, что настало время неприкрытой и безнаказанной лжи...

Александр Чураков

Александр Вахранёв

В сложное время возникают и непростые вопросы, на которые мы постараемся ответить вместе с православным психологом Александром Вениаминовичем Вахранёвым.

- Как людям ориентироваться в жизни, чтобы не попасть на обман?

- Я могу предположить, что человек, которого обманывают, сам предрасположен к тому, чтобы его обманули. В том плане – что он этот обман принимает, хотя на самом деле у него все равно внутри что-то подсказывает, что «тут что-то не так». Однако этот обман ему чем-то удобен, и даже выгоден. Одно дело, когда встречаются люди, которые искренне заблуждаются, или которые введены в заблуждение. Мы можем повлиять на таких людей, помочь им сделать правильный выбор, предоставив им объективную информацию. И эти люди могут воспринимать нашу информацию. Но чаще то, что мы воспринимаем у людей как их заблуждение, на самом деле является их глубоким убеждением. Поэтому наша информация, или слова священнослужителей, слова Священного Писания не доходят до таких людей. Им очень удобна та система ценностей, в которой они находятся, они не хотят ее менять.

Обмани меня!

Мы часто более печалимся об их участи, нежели они сами о себе – что они уходят в раскол, в секту. В каком-то отношении мы стараемся быть большими патриотами для них, чем они сами.
Все приставки «пара» - парапсихологический центр, пара - еще чего-то там. Приставка «пара» - греческое слово – переводится как «около». Если работу произвел один человек, и заплатили за работу не одному ему, а еще тому, кто постоял около него, то любой здравомыслящий человек будет этим возмущен и раздражен, что является нормальной человеческой реакцией.
Человек «обмани меня» пытается путем взятки получить некие духовные блага, или здоровье - в обмен на свои средства – имущество, деньги, на изоляцию в замкнутой группе «избранных» людей. Он не готов воспринимать другие точки зрения. Он готов говорить только с теми людьми, которые зеркально отражают его видение мира. Его убеждения жесткие и закостенелые. Это напоминает эпизод из Евангелия, когда жители одного города пришли к Христу Спасителю и просили Его не ходить в их селение.
От редактора: Это событие описано в Св. Евангелии от Матфея, в главе 8. Иисус в окрестности Гадары изгнал из двух бесноватых легион бесов, которые затем по разрешению Спасителя вошли в свиней, последние бросились в воду и утонули. Свинопасы рассказали об этом окрестным жителям. «И вот весь город вышел навстречу Иисусу. Увидев Его, они стали просить Его покинуть их края». Они посчитали такие чудеса очень дорогими для своего благополучия.
Присутствие Христа помешало бы их устоявшимся внешним социальным ценностям, их иерархии, статусу, их чувству самоуважения, их приличному и нравственному поведению. В результате эти люди остались вне Церкви. Участь их была, наверное, достаточно печальна.

- Люди, которые посещают те или иные мероприятия: тренинги, собрания, они хотят за деньги, или иные условия быстро получить для себя чудо?

- Чудо – это лекарство для неверующих. Человек ищет чуда и отказывается видеть это чудо совсем рядом. Человек жалуется на одиночество. Но с человеком всегда рядом Бог, значит, человек уже не одинок. Настоящие чудеса мы отказываемся видеть: пробуждающаяся весной природа, как зарождается жизнь человека, как все живое адаптируется к окружающейся среде, как умирает и оживает все живое. Нам кажется, что это все – само собой разумеющееся. Когда ученым задают вопрос: что необходимо, чтобы сохранить жизнь на планете, они отвечают, чтобы сохранить жизнь на Земле – должно совпасть множество факторов, что сама жизнь на Земле – величайшее чудо высшего порядка!

- Кто эти люди, которые предлагают легкий путь исцелений от душевных и телесных болезней? В настоящее время они используют научные и медицинские термины в своей рекламе: НЛП, психотерапия, медитация. Есть ли те, кто действительно может помочь, или они все шарлатаны? На что людям ориентироваться?

- Я бы сравнил такие предложения на намеки дачи взятки. Здесь непонятно - кто, непонятно - что будет делать, и в результате - гарантируется благоприятный результат. Любой специалист знает, что например НЛП (нейро-лингвистическое программирование) это рабочий инструмент, который применяется при определенных показаниях, и не для всех людей он подойдет, не каждому он принесет позитивный результат.
Меня также тревожит в таких массовых предложениях отсутствие глубокой диагностики. Как можно предлагать человеку тренинг, который перевернет его жизнь?

- Действительно. Когда человек идет к врачу, он сдает сперва анализы, объясняет свое состояние. Затем врач, опираясь на жалобы человека и его анализы, проводит диагностику состояния здоровья, и уж только после этого назначает лечение. В психологии ведь также, только методы другие?

- Встречаешь людей после таких «тренингов», они с горящими глазами рассказывают о том, как они все поняли на тренинге. Задаешь вопросы о наработанных навыках, как они их использовали, поняли ли структуру... И понимаешь, что кроме всплеска эмоций, человек ничего не получил. Цель любого тренинга – наработка навыка. Представьте ребенка, который сделал первые шаги под присмотром взрослого, а потом взрослый ребенка бросил. Понятно, что ребенок все равно научиться ходить, но без опеки старшего он будет падать и ушибаться, может не туда зайти.
Здесь также: нет предварительной диагностики, нет дальнейшего сопровождения. Что с человеком будет после серьезного тренинга? Мы встречали в своей практике людей, которые в пограничном состоянии посещали подобные тренинги, и это только ухудшило их состояние.

Кому доверимся?

- По личностям тренеров сложилась такая тенденция. У нас, например, сантехник может быстро стать академиком психологии какой-нибудь лиги Вселенной, или Международной ассоциации психологов. Раздувается социальная значимость. Но за этими названиями ничего нет.
Например, собрались три человека: два россиянина, а третий из Украины – в результате получилась организация с громким названием Международная Академия вселенских психологов. И эта Академия начинает за деньги выдавать международные дипломы не просто специалистов, а академиков! И юридически это, к сожалению, сегодня возможно.
С другой стороны: почему мы решили, что любой тренер нам подходит? Если вы в первый раз видите человека, который говорит, что независимо кто вы, что вы, и каким путем идете – он вас все равно осчастливит – для меня это означает сигнал опасности.

Откуда секты?

- То же самое и о сектах. Какой-нибудь И. Пупкин стал Святозаром и говорит нам, что он – пророк, транслирует информацию, которую мы не можем проверить рациональным способом. Но, тем не менее, передачей этой информации начинается внушение. Это является социальным внушением – когда человек начинает ориентироваться не на свои ощущения и переживания, а на ощущения окружающих его людей.
Обратите внимание – одним из признаков неблагополучия, когда человек попадает в секту, является резкое сворачивание всех предыдущих социальных связей, которые не совпадают с его воззрением. Происходит разрыв с близкими людьми в семье, в обществе, в котором он находился. Также проявляется агрессивность таких людей. Они агрессивно пытаются убеждать окружающих в своих воззрениях. Все это свидетельствует о том, что этот человек сам не уверен в своих убеждениях и ему нужны внешние одобрения от людей. Ему нужны подтверждения. Другие люди должны убедить его. Это напоминает реакцию наркомана. После принятия дозы наркотика мотивация активности резко снижается, увядает, становится неявно выраженной, пропадает интерес к жизни. Получается двоякая ситуация: он бежит от жизни, при этом также опасается и смерти. Человек висит в неопределенном пространстве. Он ищет опору не внутри себя, не в общении с Богом, а ищет опору во внешнем авторитете, который он может непосредственно физически ощутить.

О церковноначалии

- Этот вопрос касается верующих, и в большей степени духовенства. Я не раз сталкивался с тем, что в среде верующих и духовенства в частных беседах высказываются сомнения в воле церковноначалия. К чему это может привести?
- С моей точки зрения, те, кто подвергает волю церковноначалия сомнению, являются носителями такой идеологии, которая утверждает, что в армии – не нужны начальники, генералы и маршалы. Армия в их понятии – толпа солдат. Потому что это удобно для них. Не нужно выполнять неудобные, неприятные приказы. Не рисковать своей шкурой, а можно подставить другого человека. Такая псевдо-армейская толпа обречена на поражение, несмотря на их большое количество и вооружение, потому что нет единого плана действий, нет единого командования. Нет тех, кто ставит и достигает цели, оптимально распределяет необходимые ресурсы и так далее. Мы видим это на примере протестантского движения. Там настолько велико дробление, что говорить о едином протестантском лидерстве не приходится. Непризнание церковноначалия ведет к стратегическому проигрышу. Здесь имеем в виду - духовную брань. Без Церковной иерархии на поле брани делать нечего.
В функцию любого руководителя - церковного иерарха, или любого светского начальника входит такая функция, как некоторое подавление. Когда человек делает не то, что желает делать в настоящий момент, а то, что необходимо для общего совместного дела. А это не всем нравится. Т.е. на службе и работе человек делает не то, что ему вздумается, а то, что приказал начальник. Успех дела достигается именно такими методами, и ничего лучше у людей до сих пор не придумано.

«Нет пророка в своем Отечестве»

- Достаточно частое явление – это когда близкие люди не воспринимают своих родных, которые обратили свое внимание к Церкви.

- Выражение «нет пророка в своем Отечестве» в бытовой жизни можно воспринимать таким образом: очень часто последними людьми, которые признают наши реальные заслуги и достижения, это как раз наши родные и близкие люди. Они судят о нас по каким-то старым данным, зафиксированным в прошлом. Близкие люди отрицают изменение сложившегося этого образа. Например, мама профессора может считать своего сына неразумным ребенком. Интересная вещь: признание наших заслуг коллегами. Ведь они в какой-то мере являются конкурентами. И ожидать с их стороны признания - достаточно странно.
Отрицание заслуг, или нашего духовного возрастания, является с их стороны бегством в угоду своих устоявшихся стереотипов.

- Достаточно часто оценки бывают очень крайними: или человека считают безбожником, или наоборот - фанатиком.

- Я добавлю к этому, что эти оценки бывают очень категоричные, что очень травмирует людей. Отсутствие в оценке нюансов является тревожным признаком. В личности человека могут произойти большие изменения и трансформации, а мы видим только формальную часть личности и не замечаем то, что его жизнь перевернулась, изменилась. Вспоминается рассказ одного из ветеранов Великой Отечественной войны. Он хотел убить своего политрука. В бою он упал в ту же воронку от бомбы, что и раненый политрук. Политрук достал из кармана иконку, которую ему подарила матушка. И это перевернуло сердце солдата, который до этого хотел его убить.
Есть психологическая инерция, которая присуща как самому человеку, так и окружающим его людям. Известно, что человека тянет на место преступления, или его тянет туда, где был его дом. И человек идет туда, чтобы убедиться, что его там больше ничего не держит. Это некое обострение болезни. Я думаю, что и в духовной жизни бывает так: быв искушаемы, мы снова искушаемся на это же, чтобы убедиться, что это нас больше не держит, и не владеет нами. Это как контрольная работа по усвоению урока: можем ли мы по-другому реагировать на искушение, по-другому строить свою жизнь.

Почему существуют секты?

- Что такое секта? Чем она подкупает? Секта представляет упрощенную форму мира: когда внутри секты – добрые душевные люди, которые гарантированно хорошо относятся к человеку. А снаружи – вне секты – злые и недобрые люди, с которыми ничего нельзя поделать, там – дискомфорт. Поэтому человек выбирает там, где ему комфортно. Это – тревожный признак.
Мы знаем, что духовный рост проходит через конфликты и дискомфорт, через принуждение и преодоление себя. Поиск душевного комфорта – негативное явление для человека.

- Идя к врачу на прием, мы не ищем комфорта, а надеемся на исцеление, и будем принимать горькие лекарства, болезненные процедуры. Может быть, это грубое сравнение, но так же мы идем и в храмы – как в лечебницу, где врачеватель наших душ – Христос.

- Кушать нам комфортно, а умирать от ожирения – не хочется. Принимать лекарство – противно. Это касается не только сект. Человек при каком-то заболевании начинает искать легких средств – чтобы «выскочить» из скорбной ситуации. Этому способствуют и различные предложения «целителей». Этим человек обманывает себя, и, как правило, заканчивает свою жизнь не лучшим способом.
Что происходит с человеком, который уходит в секту? Он уходит от своих близких людей, от своего окружения. В этот момент он – беглец.
То, что человек бежит от своего реального окружения, говорит о том, что он не готов видеть доброе в людях, которые его окружают. Он их порицает, что является осуждением. Это - детское (черно-белое) восприятие мира. Человек делит всех на плохих или хороших, при этом в каждом человеке намешано всего. Даже придя в Церковь, мы остаемся несовершенными. Но мы стараемся не делать крайних, категоричных суждений о людях, потому что эта точка зрения – несправедлива.
Для меня парадоксальна точка зрения людей, которые организуют секту, порождают раскол в Церкви. В сознании прихожан, которые разделяют взгляды сектантов и раскольников, отрицаются факты того, что церковные иерархи, которые своей жизнью, опытом, трудами, лишениями подтвердили свою приверженность христианству. И это все ими отрицается! Человек-организатор, демонстрирующий внешнюю форму, часто в состоянии протеста - противопоставления себя окружающим, воспринимается прихожанами как «верный поводырь».
Любая упрощенная картинка мира, которая у нас возникает, искажает реальный окружающий нас мир, и искажает очень значительно. И если мы остаемся в этом заблуждении и не видим нюансов, это значит, что мы не пользуемся тем, что нам предоставил Всевышний. Мы не пользуемся нашим рассудком, органами чувств, нашими ощущениями – тем, чем нас снабдил Бог.
Обращу внимание на то, что существует тенденция, которая утверждает, якобы христианские обычаи, традиции вышли из язычества. На самом деле процесс шел совершенно наоборот. На каком-то этапе истории язычники стали копировать форму христианских обычаев и ритуалов. Секта таким же образом копирует внешние формы Церкви. Но содержание там совершенно другое.
Уход человека в секту – это отказ от любви к близким людям. Или эти отношения строятся на условиях: близкие должны принимать, соглашаться с моими новыми взглядами. Это называется сделкой, или шантажом. В таких отношениях нет места любви.
Возникает вопрос: способен ли такой человек вообще любить? Если он не способен любить маму, своих близких родных людей, он претендует на то, что способен любить посторонних людей, с которыми он достаточно поверхностно общается в системе секты?
Еще одна причина ухода человека в изолированное общество, в секту, это – неспособность или нежелание познавать взгляды других людей, их личностную уникальность, а также не познавать самого себя. С моей точки зрения, крайне неразборчиво вести себя так – обнимать всех, считая всех братьями и сестрами, слушать их комплименты и похвалы в свой адрес. Любовь может выражаться в разных формах. Любовь может выражаться в наказании, во внушении, в ограничениях. Материнский шлепок ребенка иногда выражает больше любви, чем непонятные комплименты непонятно кого.

Тактика хищников

Тактика всех злоумышленников, которые как хищники охотятся за нами, за нашим душевным устройством, заключается в том, чтобы отбить нас от общества, от родного «стада», от тех людей, которые дают нам большую безопасность. Изоляция от общества дает возможность внушения и манипуляции человеком, так как по своей природе человек – внушаемое существо.

- Вспомним яркий пример: ситуация в Украине, где сейчас преобладает лишь одна точка зрения. Элита и молодежь Украины объединилась на отрицании и ненависти к России. А разумные доводы до них не доходят.

- Если у человека сформировалось убеждение, его достаточно сложно поменять. Он будет отрицать реальные факты, которые ему предъявляются. Существует определенный консерватизм в защите своих убеждений. Это «детская» болезнь общества, когда проще сказать «не болит», чем объяснить состояние своего здоровья. Проще сказать, «что я не люблю», «что я не хочу», чем выразить, «что я люблю» и «что я хочу делать». Отрицание блокирует в человеке (в обществе) процесс создания ценностей.
Человек в своем развитии копирует ценности родителей, затем, будучи подростком, он протестует против этих ценностей, а потом у него происходит процесс выработки своих личностных ценностей. Сектантские общества ловят людей на процессе протеста, потом подсовывают свои ценности, блокируя творческий процесс роста человека, создавая для личности замкнутый круг внутри секты. А подсунутые ценности не имеют отношения к личности человека.

Раскол способствует распаду личности

Отрицание и протест человека опасны тем, что прерывается наша биологическая программа. Если человек во время протеста увлекается сектой (нетрадиционным или оккультным учением – прим. Ред.), вместо того, чтобы нарабатывать и генерировать свои ценности, он берет готовые – как в детстве, и его развитие прекращается, превращаясь в повторяющийся, замкнутый круг.
Однако долго находиться в состоянии протеста достаточно трудно, человек вязнет в этом. Людям надоедает долго находиться в секте или у раскольников, и они возвращаются в Церковь. Это касается тех людей, которые искренни сами с собой и которые ищут истину.
Обратите внимание, что происходит с нами, когда кто-то из наших близких людей уходит в секту, в раскол.

- У нас внутри также происходит раскол?

- Да. Мы не хотим принимать их выбор, мы хотим, чтобы они оставались с нашим выбором. Здесь надо четко определить. Каждый конкретный человек отвечает только за свой выбор, т.е. я отвечаю только за свой выбор. Нам не ведомы пути Господни. Сейчас человек выбрал этот путь, какой будет следующий выбор, мы не знаем. Человек всю жизнь делает выбор, и мы не можем прожить за другого, сделать за него выбор. Мы можем лишь построить свою жизнь так, чтобы она привлекла этого человека, или оттолкнула.
Выбор (покаяние, изменение – прим. Ред.) благоразумного разбойника на кресте – был лично его выбор. Этот выбор ему никто не навязывал.
Если мы не принимаем выбор другого человека, то и окружающие нас люди не смогут принять наш выбор.
Еще одна важная причина ухода в секту – желание переложить ответственность за свой выбор на других людей. И с другой стороны, есть предложения, что другой человек сделает выбор за вас, и лучше вас. И эта «парочка» находят друг друга.
Само по себе противопоставление себя Церковной иерархии, общему настрою общества является претензией на некую «уникальность», «избранность», что является лестью своему собственному тщеславию

Подготовил Александр Чураков

 

безопасностьактуальносектараскольникипсихологиядуховность