Пастырь обязан проповедовать – епископ Глазовский и Игринский Виктор

Категория: Актуально
Просмотров: 7813

Епископ Глазовский ВикторВ наше время массовых коммуникаций и широчайших возможностей Интернета доля христианской проповеди ничтожно мала. Общество испытывает острый дефицит проповеди о нравственности, о духовной составляющей жизни человека. С другой стороны, каждое воскресенье и в большие церковные праздники в храмах звучат замечательные проповеди. Но доходят ли они до всех крещеных христиан и даже до всех прихожан? С этим вопросом мы обратились к епископу Виктору (Сергееву), управляющему Глазовской епархией Удмуртской митрополии.

О проповеди

- Как Вы считаете, Владыка, доходит ли слово проповеди до всех прихожан епархии?
Епископ Виктор: - Думаю, что, несмотря на высокий уровень развития коммуникаций, до всех прихожан епархии живое слово проповеди не доходит, так как мало иметь проповеднический дар и искренне проповедовать, необходимо чтобы слово проповеди должным образом достигло потенциального слушателя.

Сегодня наличие интернет-контента чрезвычайно увеличивает возможности и эффективность труда священника-проповедника или миссионера. Например, санкт-петербургский священник протоиерей Константин Пархоменко, который является автором интернет-ресурса «Азбука веры», одного из крупнейших православных порталов, собирал сказанные им ранее проповеди, фотоархив, медиафайлы, и сейчас многое выложено в свободный доступ. Мне запомнилось размышление батюшки о проповеди. Он спрашивает: «Кто изобрел книгу?». Оказывается - христиане, потому что до книги был свиток. Свиток может быть определенной длины. А как сохранить, например, апостольские послания? Апостол Павел писал их на кожах. Из его Посланий мы понимаем, что он хотел, чтобы их переписывали, распространяли и читали не только в Коринфской или Ефесской церкви, но и в других местах. И вот кожаные свитки начинают сшивать, переплетать, обкладывать деревянными дощечками… Таким образом появилась книга. Безусловно, когда появились типографии, когда появилось печатное слово, воздействие проповеди усилилось.
- Всегда ли искусство проповеди было на высоте?
Епископ Виктор: - Мы знаем из курса гомилетики, что в Средние века был некий период забвения проповеди. Часто проповедь говорилась только епископом, и то не всегда. Сегодня у нас есть замечательное сокровище - проповеди святителя Иоанна Златоуста. Почему? А потому что он получил профессиональную риторскую подготовку, которая предполагала, что проповедник говорит, за ним скорописец записывает, потом автор правит этот текст, дает переписывать во многих экземплярах, и, таким образом, это огромное многоценное наследие ораторского искусства святителя Иоанна Златоуста сохранилось, дошло до нас.
Много было выдающихся ораторов, проповедников, но где они сегодня? Многие канули в лету, от кого-то остались только имена или отдельные записи. А если бы не было добровольных помощниц сестер Майданович у митрополита Антония Сурожского, его устные проповеди также бы не сохранились. С портативного магнитофона живое слово приснопамятного владыки переводилось в печатный текст, и на сегодняшний день, несмотря на то, что сам владыка Антоний практически ничего не писал, мы имеем огромное проповедническое наследие. И слава Богу! Благодаря жертвенному труду его помощниц, он многих через напечатанное слово привел к вере. И сам я с удовольствием обращаюсь к его проповедям. Также и отец Константин Пархоменко настойчиво убеждает собратий: «Надо проповеднику пользоваться достижениями прогресса!»
- Пока в медиапространстве присутствие духовенства мало ощутимо…
Епископ Виктор: - Мы из Евангелия помним, что «сыны века сего» оказываются более мудры, чем мы сами. Батюшка рассказывает, что как-то в очереди к стоматологу ему попалась заметка в журнале о том, что к 2020 году 95 % информации будет в видеоформате. Тогда он озаботился, приобрел камеру, начал записывать свои проповеди, причем вначале сам всё предварительно настраивал, ну, а потом появились помощники. Безусловно, это хлопоты, затраты, труды. Многие наши пастыри ссылаются на занятость, перегруженность. Отец Константин воспитывает пятерых детей, но два часа ежедневно он неукоснительно выделяет на подготовку к проповеди, чтение и творчество.
- Когда Господь посылает апостолов идти проповедовать во всю вселенную и обещает: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:16), это Христово поручение каждому из нас?
Епископ Виктор: - Безусловно, мы понимаем, что нам даны различные дары: один проповедник, другой молитвенник, третий прекрасно служит, четвертый чудным образом может исповедовать и наставлять людей как духовник, то, возможно, не каждому должно быть проповедником. И если у апостола читаем: «Не многие делайтесь учителями», наверное, так же можно сказать: «Не многие делайтесь проповедниками». Но те, у кого есть это призвание, есть этот дар, есть желание послужить словом, должны помнить слова апостола Павла: «Горе мне, если не благовествую» (1Кор 9:16).
- Каждый ли священник может быть проповедником?
Епископ Виктор: - Если мы посмотрим Священное Писание, то увидим, что там служение слова - это богослужебная обязанность пастыря. И пастырь обязан проповедовать. Можно предположить крайность, пастырь не может проповедовать, если он косноязычен, как Моисей. Но тогда вместо него народу говорил Аарон. Или неискусен настолько, что вообще говорить не может… Но если ты не можешь говорить сам, тогда ты должен подготовить проповедников из мирян, и это вполне возможно.
- Откуда берутся проповедники?
Епископ Виктор: - Существует наработанная практика подготовки пастырей в духовных заведениях, когда в рамках курса гомилетики будущих священников учат искусству проповеди: каким образом проповедь составляется, какие виды проповеди бывают. Порой отцы вынуждены говорить проповедь экспромтом. Наука гомилетика и здесь подскажет, как начать такую проповедь, развить и как закончить.
Кроме того, мы должны понимать, какие люди к нам приходят. Если они воспитывались в православной вере с младых ногтей, то это одна проповедь. А если люди посторонние? И тут важно почувствовать, что именно этому человеку надо сказать в эту минуту.
- Какой должна или не должна быть проповедь?
Епископ Виктор: - Проповедь не должна начинаться с обличительного пафоса. Мы помним, как проповедовал святой апостол Павел в афинском ареопаге. Он похвалил греков за то, что они – народ набожный. Он увидел среди многоразличных жертвенников, жертвенник неведомому Богу. «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17:23).
Есть примеры выдающихся проповедников, имена их у каждого пастыря перед глазами. По крайней мере, для тех, кто закончил семинарский курс и старается держать себя в пастырской форме. И, как учитель, готовясь каждый день к уроку, пишет поурочные планы, конспекты, так и священник должен готовиться.
- Кого из известных проповедников Вы можете назвать своими учителями?
Епископ Виктор: - Когда на переломе столетий меня рукоположили во иерея, у меня еще не было духовного образования. У меня уже был опыт выступления перед аудиторией. Но когда вышел проповедовать, и вроде бы готовился, но в результате с позором ушел. Было стыдно, я понял, что надо готовиться иначе, как следует. Но время было такое, что духовных книг не было. И тогда после службы ко мне подошла одна старушка, я даже и не запомнил ее совсем, и подала мне какой-то пакет со словами:«Возьмите, батюшка, Вам пригодится». Там было несколько выпусков «Журнала Московской Патриархии» за разные годы. И было несколько тетрадей с переписанными от руки проповедями. Почему она их взяла именно в этот день не знаю, может быть, Бог ее надоумил захватить все это с собой на службу? И тогда, на первое время это оказалось для меня бесценным даром, я этими тетрадями долго пользовался. Затем появились книги с проповедями митрополитов Иоанна (Снычева) и Антония Сурожского, протоиереев Дмитрия Дудко, Дмитрия Смирнова и Вячеслава Резникова – они стали моими учителями гомилетики на первых порах.
- Годовой круг богослужения предполагает повторение читаемых Евангельских текстов. А проповеди могут повторяться?
Епископ Виктор: - Понятно, что за богослужением мы каждый год читаем повторяющиеся Евангельские тексты. Вспоминается курьезный случай из жизни митрополита Антония Сурожского. Евангельское чтение о свиньях, которые бросились в море, в течение года читается пять раз. И у митрополита записано 20 проповедей, и они все разные. Я читал, сравнивал. Рассказывают, что однажды, готовясь к службе, он открывает текст: «Опять свиньи». Но потом вспоминает, что ему надо ехать на новостильный приход, где должен читаться другой Евангельский текст. В приходе же, зная, что митрополит – старостильник, решили сделать ему приятное и прочитали на богослужении Евангелие «о свиньях», которое назначено читать в этот день по старому стилю.
- Что же делать пастырю в этом случае?
Епископ Виктор: - Святые отцы и современные батюшки единодушны: не нужно бояться плагиата. Не нужно даже бояться повторяться. «Повторение – мать учения». А почему? Потому что Господь так устраивает, что человек в разный период своей жизни имеет разную восприимчивость и высоту как в духовном, так и в нравственном состоянии. И то, что в прошлый раз прошло мимо ушей, в этом раз может оказатьться именно тем, что ударит в сердце.
- Какие обязанности епископа в деле проповеди?
Епископ Виктор: - Как епископ я должен следить за делом проповеди. И когда служу, безусловно, готовлюсь к проповеди всегда. Но всегда прошу, чтобы и священники говорили с амвона. Я слушаю, как они говорят. И плохо, когда батюшка не приготовился сказать устно, а вышел проповедь читать с листа. Но и прочитать тоже надо по-умному. Можно прочитать так, что даже сам ничего не поймешь и не запомнишь. Что же говорить тогда о слушающих.
- Святейший Патриарх Кирилл вспоминал, что, когда был ребенком, во время службы мог вместе с братом выбежать из храма и подойти только к Причащению. Дома папа спрашивал: «Что сегодня читалось за службой, какое Евангелие? А мы заранее читали, готовились и потом пересказывали. Папа скоро понял нашу хитрость и стал спрашивать не только Евангелие, но и Апостол. Нам пришлось и Апостол тоже читать. В будущем, конечно, это сослужило добрую службу». Как необходимо готовиться к проповеди?
Епископ Виктор: - Безусловно, любой священник должен перед службой читать и Апостол, и Евангелие. А если ты к проповеди готовишься, надо смотреть и стихиры, тропарь и кондак праздника или празднуемого святого. Надо посмотреть и акафист, молитву.
- О чем говорить проповедь?
Епископ Виктор: - О чем говорить проповедь, это тоже большой вопрос. Вспоминается рассказ митрополита Антония: «За последние лет 25, вероятно, я положил себе правилом заранее не прочитывать Евангелие, которое будет читаться за службой. Разумеется, все эти чтения я все равно знаю почти наизусть, так что это не бывает «вдруг» совсем неизвестное благовестие: но я стараюсь читать его вслух народу, потом продолжать служить литургию и дать этому тексту дойти глубоко до меня. Опыт мне показывает, что каждый раз евангельское слово рождает какой-то ответ, и я тогда просто, выходя на проповедь, говорю: «Мы читали то-то, и вот что я хочу вам сказать об этом...» — именно то, что меня задело.
Один раз было — как вам сказать? — очень печально. Я был в миноре, усталый, я прочел текст, и он до меня не дошел. И в течение всей службы я переживал с ужасом тот факт, что Господь ко мне обратился со Своим словом, а у меня ничего не дрогнуло в душе. Когда пришло время проповедовать (я всегда проповедую перед отпустом), я вышел и сказал: «Вот что случилось. Вы понимаете, какой это ужас: Господь мне говорит какие-то слова, а все, что я могу Ему ответить, это: не доходит, мне нечего Тебе отвечать. Слова как будто падают на каменную почву...» Я сказал так, и это тоже была проповедь, причем такая, которая соответствует опыту многих. Несколько человек из прихожан говорили мне: «Спасибо, что Вы это сказали, потому что и с нами это бывает, но мы никогда не посмели бы это высказать». Я считаю, что это была лучшая проповедь владыки митрополита, это мое личное ощущение, хотя ничего другого не умаляю.
Я этот опыт митрополита Антония принял для себя за правило: говорить о том, что меня коснулось. В силу своего характера, я стараюсь быть в курсе новостей. И есть такие события, которые зацепили. И об этом также можно сказать в проповеди.
- В свое время петербургский священник Георгий Митрофанов устраивал беседы с молодежью, они смотрели и разбирали классику мирового кинематографа, например, Бергмана, других художников экрана.
Епископ Виктор: - Я тоже смотрел Бергмана, у него есть глубокие философские вещи. И священник взгляд художника может развернуть таким образом, что люди совсем другими глазами на это посмотрят. Например, фильм «Земляничная поляна». После просмотра я был потрясен. Будучи еще невоцерковленным, в этом фильме я увидел глубоко религиозного верующего человека – режиссера Ингмара Бергмана.
- Сейчас обязательным является наличие епархиального сайта, приходского, появились личные странички духовенства. Как Вам этот процесс видится в дальнейшем?
Епископ Виктор: - Безусловно, наличие епархиального сайта - это сегодня обязательный атрибут, но пока, к сожалению, не у всех приходов есть живые, работающие сайты, да и у священников нашей епархии своих личных страничек не припоминаю.
- Святейший Патриарх Кирилл говорит, что мы не имеем права оставлять медиапространство незаполненным. Дело христианской проповеди и там должно звучать. Не все дойдут до храма.
Епископ Виктор: - Священноначалие серьезным образом обращает наше внимание на то, чтобы «духовенство ответственно свидетельствовало о Христе и Его Евангелии в информационном пространстве, в том числе поддерживая и разъясняя позицию Церкви по общественно значимым вопросам, избегая при этом утверждений, могущих вносить смущение в среду верующих и влиять на формирование неадекватного восприятия этой позиции светским обществом. Публичные заявления клириков в информационном пространстве, не соответствующие фактам и не доказанные, в случае поступления жалоб должны рассматриваться в рамках существующих церковно-правовых учреждений и оцениваться в соответствии с нормами канонического права». И это необходимо неукоснительно соблюдать.

С благодарностью, Александр Чураков
статьяинтервьюактуальнодуховная жизньглазовская епархияпроповедьИнтернетбогослужениеСлово Божиемиссионерствоинформацияправославная журналистика