Епископ Антоний: служить Господу и людям

Категория: Актуально
Просмотров: 6967

Епископ Сарапульский Антоний

Третий год Сарапульскую епархию возглавляет епископ Антоний. В интервью нашему изданию Преосвященный владыка рассказал о её достижениях и чаяниях, правилах жизни христианина в современном мире, а также поделился интересными моментами своей биографии. 

- Владыка, каких успехов достигла епархия за время Вашего правления?

- Предмет нашей гордости – открытие Музея истории религий и национальностей Прикамья в Сарапуле. Проект запущен и успешно действует. Нам удалось выиграть президентский грант на сумму более 10 млн руб. на реализацию проекта и освоить эти средства. При музее открыт свой храм – новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это важные и значимые объекты - как для епархии, так и для города. На данной площадке мы проводим много мероприятий –конференций, выставок, принимаем гостей со своими экспозициями. 

Хотелось бы отметить заслуги сотрудников епархии и музейных работников, активно участвовавших в реализации проекта. В том числе это его автор и куратор - епархиальный древлехранитель Виктор Сергеевич Ерастов и руководитель проекта Дарья Александровна Козлова. 

В епархии открываются новые храмы. В 2018 году уже освятили три. Первый – храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в микрорайоне «Южный» на территории  храма Серафима Саровского. Это деревянный крестильный храм с купелью для крещения с полным погружением. Другой - деревянный храм Покрова Божией Матери в дер. Чурашур Можгинского района, при котором действует монашеская женская община. Третий - храм Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в с. Пугачёво. Объект долго строился. Начали его возводить прихожане, потом после известных событий - взрывов в Пугачёво - там побывали представители власти и бизнеса Удмуртии. Средства на завершение работ выделил Виктор Геннадьевич Хорошавцев. В итоге на месте небольшого молитвенного домика вырос полноценный храм – уютный, добрый, с красивым иконостасом и звонкими колоколами. Он расположен в Малопургинском районе, где прихожане - одни из самых активных в Удмуртии, как и в Алнашском и Можгинском районах. 

В Пугачево я впервые как архиерей столкнулся с проблемой присутствия в нашей Церкви «непоминающих». Первый настоятель этого храма отказался в свое время от поминовения Святейшего Патриарха и своего правящего архиерея, в своем рапорте на мое имя заявил о том, что не признает все те Таинства, которые были совершены над ним в Русской Православной Церкви - от крещения и миропомазания до Таинства священства. Никак не получается исцелить его от таких взглядов, из-за чего приход обвиняют в безблагодатности. Сейчас там новый настоятель. Надеюсь, что он справится.

- В Удмуртии есть и представители так называемого движения царебожников… 

- Насколько мне известно, у них центр в Якшур-Бодьинском районе. Там они строят так называемый «дом для царя». Туда приезжают «паломники» из других районов республики. В Удмуртии появился и некий аферист, имеющий три судимости, и объявил себя царем. Я знаю, что его принимали в разных концах Удмуртии, в том числе в монастыре в Каменном Заделье и других местах.

Сейчас о них стало меньше слышно, но движение продолжает существовать. Основой их учения является вера в то, что мученическая смерть царя Николая II является искупительной для русского народа. Он есть «Царь Искупитель», «Спаситель России». Для православного же христианина единственным Спасителем является Господь Иисус Христос. Только Его страдания и смерть стали искупительными для всякого верующего в Него.

Представители этого учения требуют от всей Русской Православной Церкви, от всего нашего народа всеобщего покаяния в убийстве «Царя Искупителя». Но и это требование не является справедливым. Не весь наш народ и не вся наша Церковь могут быть обвинены в предательстве последнего русского царя. Многие  представители Церкви выступили в его защиту уже после Февральской революции. Вспомним священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, который призывал к верности русскому императору. Да и после известий о трагической смерти императора и его семьи в Екатеринбурге Святейший Патриарх Тихон выступил с воззванием, в котором осудил это злодеяние.

И мы сегодня помним события далекого июля 1918 года, и Церковь Православная прославила императора Николая II и его семью в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Прославила их особенно за последние дни и месяцы жизни, когда они восприняли происходящее с ними с величайшим смирением и терпением, мужественно переносили гонения, осуждение, скорби и тяготы. 

- Как бы сам император к этому отнесся – назвал безумцами?

-Думаю, сам император точно не одобрил бы царебожников. Он был православным образованным человеком. А сектантские проявления возникают от недостаточной образованности, когда человек не имеет глубоких систематических знаний и читает в интернете высказывания сомнительных «старцев». Мнение Церкви едино: царь не может заменить Иисуса Христа.

- Каковы Ваши дальнейшие планы по развитию епархии?

- Принята новая концепция Русской Православной Церкви по работе с молодежью. Сегодня это направление, в том числе в воскресных школах, далеко от реалий нашего времени. Зачастую детям просто дают определённый объём знаний, но не приобщают к вере. Они обучаются, сдают экзамены, получают документ – и потом исчезают из жизни Церкви, нередко навсегда. 

То же можно сказать о некоторых методиках преподавания. Дети приходят к нам из светской школы. Если там они видят прогрессивных педагогов, новые подходы, уровень образования, а мы сажаем их за парты, батюшка или преподавательница  нудным голосом начинают читать труды Слободского - конечно, это несовременно и никому не интересно.

Наша епархия, к сожалению, тоже отстает – в Сарапуле нет ни одной воскресной школы, соответствующей современным требованиям.

Кроме того, дети должны воцерковляться, то есть входить в Церковь. Тогда меньше ребят будут покидать храм после окончания воскресной школы, несмотря на то, что у них наступает переходный возраст и мир влечет своими соблазнами. Мы должны не только приводить детей в храм, но и задействовать в богослужении – в хоре, алтаре, давать послушания, чтобы они знали, что их помощь нужна и в Церкви их ждут. 

- Никита Михалков называл это «духовной прививкой» от мирских соблазнов…

- Детям необходима практика церковной и духовной жизни, чтобы они знали, что такое грех и как с ним бороться, куда можно прийти за поддержкой и утешением. Это должно быть главной составляющей воскресных школ наряду со знаниями. 

К сожалению, ни при одном нашем приходе нет полноценного здания воскресной школы. Но недавно нам вернули здание бывшего духовного училища площадью около 2 тыс. «квадратов» в Сарапуле по ул. Первомайской, 24. Сейчас оно находится в аварийном состоянии. Недавно мы провели там субботник с участием прихожан, чтобы помыть помещения и привести в порядок территорию. В настоящее время епархия разрабатывает концепцию дальнейшего применения этого здания для духовно-просветительской работы, в том числе с молодежью. Надеемся найти соработников и благотворителей, которые помогут нам в этом благом деле.

Заканчивается строительство духовно-просветительского центра в микрорайоне «Элеконд» с привлечением федеральных средств. Уже полностью смонтирована кровля, выполнены штукатурно-малярные работы, напольное покрытие, практически готова котельная. Объект должен быть сдан в декабре. Для «Элеконда» – удаленного микрорайона с 35 тыс. чел. населения – это особенно важно. Следующим шагом станет строительство полноценного храма. 

- Владыка Антоний, Ваша личность неоднократно становилась предметом обсуждений прихожан. Расскажите о ярких моментах Вашей биографии…

- Я родился в Глазове в семье рабочих и служащих. Отец был слесарем, мама – контролером ОТК на Чепецком механическом заводе. Там я вырос, окончил школу, начал ходить в Георгиевский храм, который тогда был единственным и располагался на окраине города. В 1993 году в юношеском возрасте принял крещение. Появилось осознанное желание служить Церкви. Решил поступать в епархиальное духовное училище в Волгограде, где у нас жили родственники. После года учёбы стал послушником в Кременском Вознесенском мужском монастыре Волгоградской области. Он находится в живописном месте, где раньше была старинная казачья обитель. Сейчас монастырь восстановлен, а тогда на дворе стояли лихие 90-е. Мы жили в руинах при разрушенном соборе. Спали на деревянных стеллажах в амбарах, которые отапливались с помощью электрических проводов. Розетки часто загорались. Поскольку я спал около одной из них, меня несколько раз будили: одеяло горит, давай тушить! 

В 1996 году я ушел в армию, которая тогда тоже переживала не лучшие времена – разгул дедовщины, воровство, солдаты голодали… Потом вернулся домой, помогал матери. Мою кандидатуру представили Владыке Николаю (Шкрумко – прим. ред.). В 2002 году я был рукоположен дьяконом. Владыка дал некоторые назидания, которые я до сих пор иногда говорю ставленникам. Ещё через год с небольшим я был рукоположен священником.

В Глазове совмещал служение в разных приходах. Был настоятелем в храмах сёл Понино и Сёва. Последнее раньше входило в состав Удмуртии, но административно подчинялось Кировской области. Потом это недоразумение решилось, но дорог туда не было. Однажды, когда я в Страстную неделю первый раз поехал в село с главой района на УАЗе, 15 км мы преодолевали часа три! Зато там была активная прихожанка, которая очень хотела построить деревянный храм и исполнила свою мечту буквально за год. Ходила по лесхозам, ей выдавали древесину, договаривалась с мужчинами о строительстве. Приезжаю – стоит красивый деревянный храм, колокольня покрыта железом. 

Потом Владыка Николай перевёл меня на юг Удмуртии в Алнашский район. У меня было два прихода – д. Новотроицк и Асановский сельхозтехникум. 

В это время у меня уже появилось желание принять монашество. Но Владыка Николай посчитал, что мне не стоит принимать постриг, поскольку в Удмуртии нет мужских монастырей. Тогда я обратился с прошением и уехал в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. Сначала побывал там во время своего отпуска. Братья приняли хорошо. Понравились и люди, и город. Решил туда перейти, Владыка отпустил. Перед Великим постом приехал накануне Прощёного воскресенья, а в среду Страстной недели уже состоялся мой монашеский постриг. 

Я прожил в лавре шесть лет - интересных и ярких. Руководил паломнической службой, а это общение с разными людьми. В лавру приезжают не только православные паломники, но и иностранцы. Даже католики из Италии, Франции, Германии интересуются иконописью и сами пишут иконы. Для гостей мы проводили мастер-классы, они закупали и увозили материалы. 

Общаясь с иностранцами, иногда удивляешься их стойкости и активной гражданской позиции. Когда у нас были паломники из Франции, в этой стране приняли закон о признании однополых браков. Они рассказывали, какие у них были манифестации, на улицы выходили миллионы людей. Случись такое в России – не уверен, что наши граждане станут протестовать в таком количестве. 

- Ещё у иностранцев другой подход – с понедельника по пятницу священник трудится на основном месте работы, а в воскресенье служит в храме.

- У нас принято, что священнику платят зарплату, и он не должен работать где-то еще. В нашей Церкви еще только идет обсуждение вопроса занятости священников помимо прихода. За рубежом другая практика. В большинстве наших приходов на Западе зарплату священнику не платят. Он, как правило, имеет основную работу и приходит служить по выходным. Община жертвует только на содержание храма. 

Возможно, этот формат будет внедряться и в России, особенно в небогатых приходах. Но, с другой стороны, наша паства желает, чтобы священник всегда был на месте и выполнял все требы. Хотят сегодня дом освятить – надо сделать, и никого не интересует, что у священника другие труды или семейные заботы… 

Владыка Антоний- Прошел слух, что вы собираетесь уходить в другую епархию. Это правда?

- Не дождутся (улыбается – прим. ред.). Мы, архиереи, - монахи, чья жизнь близка к солдатской и офицерской. Мы не выбираем место служения. Сюда я пришел тоже не по своей воле. Святейший Патриарх и Священный Синод посчитали возможным доверить мне Сарапульскую епархию. Если они сочтут, что я больше нужен в другом месте – возможно, меня переведут. И спешу расстроить тех, кто распространяет слухи, - об этом никто не узнает до решения Святейшего Синода. Как правило, Святейший Патриарх не спрашивает мнение архиерея о переводе. Я сам узнаю о нем постфактум. 

Кроме того, я не считаю, что много сделал в Сарапуле. Работы хватает.Здесь можно вспомнить слова духовного наставника Святейшего Патриарха Кирилла - Владыки Никодима: «Никогда ничего не проси и никогда ни от чего не отказывайся». Я сам следую этому принципу и не прошу перевода ни у Патриарха, ни у Бога. Если на то будет воля Патриарха – не откажусь. Но это не значит, что моя новая кафедра окажется лучше сегодняшней. Многие епархии по условиям жизни хуже Сарапульской.

- Многие люди отмечают, как вы внимательно и заботливо относитесь к нуждам епархии…

- Спасибо за похвалу. Приятно, но не полезно.

- Сегодня в нашем обществе активно насаждаются различные фобии. Современный человек окружен страхами. Нас пугают террористами, извращенцами, сектантами. Куда ни посмотри – всюду враги. Чего нужно бояться, а чего – нет?

- С одной стороны, мы живем в непростое время. Обычному человеку сейчас трудно – терроризм, экономические кризисы, которые в первую очередь бьют по бедным. В капиталистическом обществе не грех нажиться любыми путями. У современных бизнесменов нет таких моральных ценностей, как у дореволюционных купцов, одного слова которых было достаточно для заключения миллионных сделок. 

Сейчас мы всего боимся. Иногда даже на улицу выходить. И бывают страхи обоснованные. Но все же основная цель насаждения страха – запугать человека, чтобы им было проще управлять. Все тоталитарные общества держатся на страхе – внешних врагов, внутренних предателей, просто на страхе что-либо сказать или даже подумать. Опасно думать – за тебя думает великий вождь и учитель. 

Многие СМИ принадлежат богатым людям, которые формируют негативную информационную повестку. Вспомните последние сюжеты о Церкви – все они критические. Никто не пишет о хорошем – например, о создании детских приютов при монастырях. Монахини отдают малышам последнее, ничего не боясь. Хотя сейчас еще подумаешь, погладить ли ребенка по голове, чтобы не обвинили в педофилии. Но почему я должен всего бояться? Кто-то скажет плохо? Ну и пусть!

У нашего народа свой менталитет, должны быть традиции и интересы. И за них должны стоять – как государство, так и каждый человек. Господь в нашей жизни ничего просто так не делает. Если что-то плохое происходит – значит, это нужно для нашего спасения. 

Главное – чтобы было больше любви друг к другу, тогда будет меньше страхов. Все они идут от отсутствия любви и доверия. А Бог есть любовь. Кто пребывает в Боге – пребывает в любви. Тот же апостол Павел прекрасно сказал на эту тему: «Кто разлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или меч?<…> ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, <…> не может нас разлучить от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» [Рим. 8: 35-39]. Могу добавить – ничто, кроме нас самих. Поэтому давайте смело смотреть в мир, идти в будущее по жизненной дороге, взирая на подвиги Господа Совершителя. Христос же прекрасно знал свою участь. Что он бы сделал, если бы сидел и боялся? Смог бы создать и проповедовать своё учение? Да, мир во многом лежит во зле. Но Христос побеждает. 

Даже если боишься, делаешь ради того, кого любишь. А христиане больше всего любят Христа. Когда мы идем и живем ради Него, может, немного и боимся. Но и Иисусу, как богочеловеку, тоже это было немного присуще – вспомните молитву в Гефсиманском саду, когда он просил: «Если возможно, пусть меня минует чаша сия». Но за этими словами последовало твердое: «Да будет воля твоя».

5 сентября 2018, г. Сарапул
Беседовал Александр Чураков
статьяинтервьюактуальноличностьархиерейтворчествопублицистикабезопасностькриминалполитикамилосердиесоциальная деятельность