Управляющий Ижевской епархией выступил против строительства крематория в Ижевске

Категория: Актуально

Митрополит ВикторинМитрополит Ижевский и Удмуртский Викторин обратился к Главе Удмуртской Республики Соловьеву А. В. с обращением о недопустимости строительства крематория в Ижевске, - сообщает пресс-служба Ижевской епархии.
«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики» - говорится в обращении управляющего Ижевской епархией.

По словам Владыки, Церковь может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего в том случае, когда погребение усопшего в земле не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, но считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

  «Празднуя в этом году 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, мы отдаем дань уважения погибшим на полях сражения, замученным в неволе, сожженным в крематориях в концентрационных лагерях фашистской Германии – память об этом, я уверен, вызовет среди старшего поколения только негативное отношение к планам строительства крематория на территории города Ижевска».

Напомним, что 5 мая 2015 года, на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, был утвержден документ «О христианском погребении усопших» (журнал № 30), в котором говорится, что «Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле». Упомянутый документ выражает официальную позицию Русской Православной Церкви по отношению к кремации.

О кремации также высказались известные православные священнослужители

«Оправдано ли, на ваш взгляд, сопротивление кремации, или же этот вопрос следует оставить на волю самого человека и его родни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «лучше соблюдать наш традиционный обычай погребения». «Кремация - это действительно нечто новое и нежелательное с точки зрения православного человека, - пояснил он. - Должна быть могила, на которой установлен крест. Здесь есть еще воспитательный момент - разница между могилой того, кто прожил достойно и погребен по традиции, и могилой самоубийцы, которого даже не хоронят на кладбище вместе со всеми. Так вот, кремация нивелирует это до нуля. В этом случае все равно, как ты прожил жизнь, итог один – прах в маленькой урне и все».
«Потом, - продолжил отец Сергий, - у нас есть традиция приходить на кладбище, как заповедано было святыми. Видимо какая-то связь сохраняется между душой покойного и теми молитвами, которые возносятся на кладбище. Причем это объединяет родственников: они могут жить в разных местах, а на кладбище собираются все вместе по поминальным дням. Где же им собираться в случае кремации? Где урна будет? В доме у кого-то или еще где – непонятно».
«Да, есть особые случаи, когда православные умирали в путешествии, в походах, в морском плавании. И печалились они, предвидя свою смерть и понимая, что их не похоронят достойно. Но это все же редкость, - полагает он. - В основном люди живут в памяти предков, и могилы их достойно сохраняются. Особенно могилы военачальников, царей. Например, у нас в Рязани восстановили захоронение генерала Скобелева, рядом храм восстановили, народ приезжает, поминает этого человека в храме и на могилке. Но не видно чтобы такие вещи совершались у Кремлевской стены, где хранятся урны с прахом».
«У нас в России действительно нет особой проблемы с землей. Бог нам дал достаточно просторов. Другое дело, что нарушен православный подход к земле, и люди любят комфорт в большом городе, где как раз возникает проблема нехватки земли. А ведь Россия жила всегда более широко - на земле, и православные люди всегда предусматривали место для захоронения, чтобы можно было сохранять связь поколений: мы ходим на могилы наших предков и надеемся, что последующие поколения будут приходить на наши могилы и так же о нас молиться. Так что тут важный психологический и педагогический момент в сохранении традиционного погребения», - заключил пастырь.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, подчеркнул, что «кремация противоречит фундаментальным христианским понятиям о теле человека как о доме Божьем». «В Библии говорится: "Земля еси и в землю отыдеши", - напомнил он. - Священник действительно не вправе отказывать в отпевании, если умершего собираются кремировать. Однако возникает проблема: что делать с прахом? Люди брезгливо и с опаской относятся ко всему, что связано с умершими. А если нет возможности захоронить прах, как быть? Держать его дома?»
«Просторы нашей страны позволяют нам не то что годы - столетия не задумываться над вопросом захоронения умерших. Если речь идет о больших городах, - например, Москве, Санкт-Петербурге, можно выносить кладбища далеко за пределы города. Да, это не совсем неудобно, очень далеко (быть может, 30, 40, а то и 50 км от города), но так будет правильно. Мы на дни поминовения усопших обязательно ходим на кладбище, а иначе получится, что идти некуда. В ветхозаветные времена народы, населяющие горные территории, где земля была огромной земледельческой ценностью, покойных хоронили в горах в гробах "горного типа". Эти пещеры-гробы были многоразового использования. Люди так выходили из положения, но ни в коем случае не кремировали своих умерших. К телам умерших относились с трепетом», - сказал отец Александр.
«А еще следует сказать, что место погребения – память для будущих поколений. Всегда к могилам праведников, да и просто знаменитостей, люди ходили поклониться, благоговели перед ними. Есть и другие примеры. Так, мощи святого Саввы, архиепископа Сербского были не просто христианской святыней - можно сказать, общенациональной идеей. Турки сожгли их, чтобы лишить народ места и символа единения. Так что могилы - это больше, чем просто захоронение, с ними связано очень много важных моментов для живых. Поэтому кремация не только нежелательное явление для христиан, но и недопустимое», - заключил священник.

Протоиерей Константин Головатский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что владыка прав. «Если построят крематорий, кто-то захочет воспользоваться его услугами даже не из-за своих предпочтений или непонимания - родственники будут кремировать своих усопших, потому что это дешевле и проще, - пояснил он. - Сейчас в больших городах на кладбищах земля дорогая, а это более простой и доступный способ. Священнику сложно бывает объяснять людям, что с христианской точки зрения это неправильно, если у них попросту нет возможности заплатить за место на кладбище и все, что связано с похоронами».
«К сожалению, - продолжил он, - похоронное дело давно превратилось в прибыльный бизнес, на этом зарабатывают большие деньги. Так что проблема действительно существует. Возможно, ее следует решать на государственном уровне - любой человек должен иметь возможность похоронить своего усопшего родственника, как подобает по православному обычаю, без чрезмерных затрат. Человек, конечно, вправе выбрать кремацию как способ захоронения – Церковь может только объяснить свою позицию по этому вопросу – что священнослужители и делают. Когда люди приходят отпеть усопшего, они же приходят как православные, - и им, конечно, нужно объяснить, что традицию следует соблюдать и в вопросе выбора способа погребения. Бывает, что люди заблуждаются, берут с кого-то пример, а впоследствии жалеют, что кремировали усопшего, а не похоронили его в соответствии с православным обычаем».

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сказал: «Православный епископ должен свидетельствовать позицию Церкви по важным вопросам. А общество должно понимать, что позиция Церкви может не совпадать с общепринятыми взглядами на процессы, происходящие в современной России. Церковь верует в бессмертие души и в телесное воскресение. Отношение христиан к погребению продиктовано этой верой. Следует отметить: две другие традиционные религии России - иудаизм и ислам – также полагают, что погребение в земле – единственный достойный способ захоронения человека».
«Кремация - это часть других религиозных традиций – языческих, индуистских, буддистских, - отметил он. - В Советском Союзе кремация считалась исключительно светским способом захоронения, но в ней все равно есть некий религиозный смысл. Желание родственников кремировать усопшего противоречит православной вере, потому что символизирует неверие в телесное воскресение, символ которого - захоронение неповрежденного тела. Поэтому Церковь и приняла этот документ. Кремация уместна лишь когда иной способ захоронения затруднителен. Потому Церковь и не отказывает в христианском отпевании и погребении праха кремированных».
«Во многих случаях кремация - не осознанный выбор усопшего при жизни или такое же желание родственников, а совершается либо по недомыслию, либо вынужденно, - полагает игумен. - Зачастую причины этого выбора продиктованы экономическими соображениями. Ритуальные услуги - это большой бизнес, значительная часть которого уже поделена между предпринимателями, ну а то, что осталось, достается крематориям».
«Желание властей сократить расходы на содержание кладбищ и обустройство новых понятно. Однако нельзя навязывать людям кремацию – нетрадиционный для нас способ погребения. Нельзя делать христианское погребение экономически затруднительным, тем более использовать богословскую неграмотность многих наших граждан. Поэтому Церковь не может одобрять строительство крематориев и выбор кремации как способа погребения. Полагаю, свидетельствовать о вере Церкви, об отношении к телу усопшего после его смерти - обязанность епископа», - подчеркнул игумен.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что «для России нехватка земли не проблема – у нас ее столько, что конца и края не видно, вдобавок много пустующих, заброшенных полей».
«Понятно, - продолжил он, - что кремация – доходный бизнес. Да и спрос рождает предложение – наверняка есть желающие воспользоваться услугами крематориев. Но Церковь не может не высказаться по этому вопросу, не предостеречь человека от ошибок. Прислушаются ли к ее голосу – другой вопрос. У нас по сей день убивают детей в утробе матерей – это даже не средневековье, а дикость. Так что люди, скорее всего, будут поступать, как считают нужным. Господь воскресит человека из праха. Покоится ли он в земле, или кремирован, душа его отправится к Богу – для Него нет ничего невозможного. Но у нас есть своя, русская традиция – хоронить предков в земле, чтобы приходить на это место, возносить молитву. Почему мы перенимает все западное, причем, не очень удачное? Лично я против кремации. Но выбор, конечно, за человеком».

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, предложил провести четкую границу. «Церковь свое слово сказала: этот упомянутый документ поставил точку в церковном христианском взгляде на кремацию как на явление нежелательное, но с которым приходится мириться в силу нынешних обстоятельств, - отметил он. - За кремацию никого не проклинают и не лишают христианской заупокойной молитвы, но напоминают, что с точки зрения Православия это неправильно. А дальше остаются церковно-общественные и церковно-государственные отношения. В какой мере Церкви верить, акцентировать позицию или смириться с тем, что государственная власть имеет другие приоритеты - это вопрос практический, применения церковного взгляда к церковно-общественным отношениям».

По материалам пресс-служба Ижевской епархии и сайта ruskline.ru
культураОтечествогосударствообществотрадиция