Home Ижица Публицистика разума Потребитель или созидатель. Зачем ходить в храм?

Потребитель или созидатель. Зачем ходить в храм?

СозиданиеОкружающая нас, искусственная среда мира общества и масс-медиа внушает на каждом шагу – потребляй, покупай, развлекайся (потребление). «Живи так - как мечтаешь»! И тут же подсовывают тебе эту «мечту», включая ненасытную страсть – красивая жизнь, новый автомобиль, новая одежда, новый фильм или музыка… Вся современная мировая экономика построена на потреблении. К великому сожалению и верующие вовлечены в этот водоворот идеологии, хотим мы этого или нет.

Кто-то осознает это и борется с этим внутри себя. Их – малая часть. Большинство же – стараются об этом не думать, а окружать себя комфортом и потреблять, потреблять... Это потребление приводит к пресыщенности, и то, что раньше человека интересовало - становится скучным и ненужным, нет интереса. Хочется чего-нибудь новенького, интересного, будоражащего, что стимулирует страсть и усыпляет совесть.

Потребление, комфорт и пресыщенность приводит к охлаждению к духовной жизни. Наводит мирян к мыслям, что Церковь какая-то не такая, архиереи плохие, а батюшки думают, что верующие уже не те. Надо, мол, все менять. Поддерживают в душе разных раскольников, которые «за правду». Потому что, по их мнению, Церковь слишком консервативна, неинтересна, скучна.

Вот и газета наша кому то не нравиться, слишком консервативная и скучная… Они желают что-то интересненькое, что зацепило бы. Но что, они сами не могут выразить и даже понять.

Потребители ничего не могут создавать. Они могут лишь с высокомерием критиковать все вокруг. Это похоже на зловонное болото, с квакающими жабами. Высокомерная «интеллигенция», они критикую и ждут, что нечто внешнее пробудит это зеленое болото, и спасет мир, а может и не ждут уже... И так им комфортно сидеть в болоте и ничего не делать.

Те созидатели, которые в движении, делают хорошие дела, обычно бывают на виду. Это приводит булькающие зловонием поля болот в зависть и в ярость. А кто не ошибается? Не ошибается один лишь Господь. Начинают выискивать недостатки и ошибки в деятельности созидателей, критиковать. А порой про достойных людей такое болото распространяет клевету, пишет доносы.

Где выход?

Против мировой идеологии потребления есть выход, защита: перестать быть потребителем и становиться творцом, созидателем. Там где есть духовное, душевное и творческое движение, созидание - потребительство отмирает.
Или хотя бы перестаньте мешать творцам и созидателям делать важные и великие дела!
Ведь идеология потребления буквально уничтожает человека...

Что такое ПОТРЕБЛЕНИЕ?

Основа треб (корень слова)- происходит от древнего корня*ter- «тереть, очищать до предела путем трения». Дополнительный корень *бъ- привносит образ вращения: *ter(bъ)- «тереть, поворачивая, со всех сторон». В раннем средневековье требой называли очистительную жертву, которую жрецы теребили, раздирая на части. Однокоренными по происхождению и первообразному смыслу являются русские слова теребить, требовать, истреблять; древнегреческое ἐκτρίβω (эктрибо) «стирать, чистить, уничтожать».
Требуя жертв, или принося свои жертвы, люди простирают руки, теребят и терзают, хотя в Священном писании как Ветхого, так и Нового Завета есть много указаний на то, что Бог ожидает иных, безкровных жертв. От людей требуется не горение истребляемой плоти, а терпеливое очищение души и духа от гордыни и похотливой алчности: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Псалом Давида 50:18-19). «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё» (Деяния апостолов, 17:24-25).

К первокорню *ter- восходит еще одно родственное трению, требе и истреблению слово: терпеть: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши» (От Луки, 21:16-19).

Приставка «по» - происходит от древнего корня *apo - «после: последование удалившемуся». Наиболее полно древний корнесловный образ, скрытый в приставке по-, сохранился в словах поздно «после здесь бывшего, теперь его уже нет» и потом «то было раньше, а потом уже настало другое».

Потребление – это процесс, который всегда начинается после пережитых трений. Тот, кто в настоящем времени терпит нужду, жажду или иное бедствие, ничего не потребляет, потому что борется за жизнь, и, напротив, отдает свои силы на преодоление трудностей (труд – того же корня, что и трение, терпение, треба). Потребление начинается после пережитого и, как правило, происходит «про запас», «на черный день», «на всякий случай». Иными словами, причиной потребления необходимых ресурсов (пищи, воды, впечатлений, товаров и услуг) являются те лишения, недостатки и бедствия, которые человек уже пережил и претерпел в прошлом.
Избыточное потребление (излишество) происходит вследствие устремления человека не к настоящему, а к светлому будущему – к лучшей жизни этого века. Вместо того, чтобы переживать свою настоящую жизнь, потребитель переживает о будущем, или о том, чего здесь нет и не будет. Чем сильнее эти переживания о несуществующем, тем выше уровень и объём потребления.

Насаждаемый в современном обществе культ избыточного потребления впечатлений, товаров и услуг закономерно стимулирует уход потребителей из настоящей жизни в виртуальный мир «светлого будущего», то есть во тьму иллюзорного благополучия.

Помехой в насаждении культа безграничного потребления является Евангелие: «Бы́сть же ходя́щым и́м, и сáм вни́де в вéсь нѣ́кую: женá же нѣ́кая и́менем Мáрѳа прiя́т егó в дóм свóй (приняла Его в дом свой). И сестрá éй бѣ́ нарицáемая Марíа, я́же и сѣ́дши при ногý Иисýсову слы́шаше слóво егó (которая и села в ногах у Иисуса, слушая слово Его). Мáрѳа же мóлвяше о мнóзѣ слýжбѣ, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжет (скажи ей, Господи, чтобы помогла мне служить (готовить трапезу для гостей). Отвѣщáв же Иисýс речé éй: Мáрѳо, Мáрѳо, печéшися, и мóлвиши о мнóзѣ, еди́но же éсть на потрéбу: Марíа же благýю чáсть избрá, я́же (которая) не отъи́мется от нея́» (От Луки, 10: 38-42).

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (Апостола Петра послание 2, 1:3-9).

Будем жить по-настоящему!

Другими словами христианину нужно жить по необходимой нужде, а не по похоти, которую насаждает мир. Правильно заботиться о себе, о своём теле, о здоровье, удовлетворяя нужду, нужду близких, а не навязанные похоти (новые модные шмотки, гаджеты, автомобили, вещи, излишнее общение и развлечение).
Необходимо отказываться от идеологии потребления. Довольствоваться малым, не поддаваться уловкам рекламщиков и маркетологов, которые разрабатывают технологии внушения в обход разума, которые бьют по чувствам, инстинктам, по эмоциям.

Именно от идеологии потребления и суеты уходили в леса и пустыни монахи-схимники и там находили, в уединении мир с Богом, оставаясь при этом здоровыми, и не умирали с голода, а наоборот обретали здоровье тела и духа.
Я не призываю прямо следовать таким подвигам, на которые в наше время мало кто способен, даже из духовенства. Но если каждый день начинать по чуть-чуть ограничивать свою похоть в потреблении (а это и есть истинный пост), человек сразу увидит изменения в своём внутреннем мире, а потом и во всей жизни.

С благодарногстью Александр Чураков. Использованы материалы Первообраз.ру

 

Зачем ходить в храм?

Дорогой читатель! Верующий ты или нет, это не так важно. Мне думается, что неверующих нет. Есть атеисты, но они тоже веруют в свою веру.

Весной 2020 года на несколько месяцев все храмы в России были закрыты для прихожан. В связи с этим последнее время возникло много разговоров о том - для чего вообще нужны религиозные сооружения, храмы, мечети и другие здания связанные с религией. Ведь молиться оказывается можно и дома. Толком никто не говорит на эту тему, да и понятно почему. В первую очередь сейчас все озабочены о содержании храмов, так как доходы очень сильно упали. Всем понятно, что приходящие в храмы люди приносят доход – молебны, свечи, иконочки, крещение, отпевание. Некоторые крупные городские храмы стали вообще походить на торговые центры, где торгуют золотом, украшениями чуть не с бриллиантами, дорогостоящими сувенирами, всякими безделушками, что к вере и духовности имеет очень далекое, косвенное отношение. При всем понимании - это отталкивает людей.

На просвещение среди верующих пока нет ни сил, ни средств, а порой и может быть желания или умения. Нет активных просветителей! Какие либо открытые мероприятия, проекты уже давно превратились в закрытые «клубы по интересам» и не несут просветительской миссии, нет массовости. Все статьи, проповеди сводятся к одному – «приходите в храмы». А зачем, для чего – нет объяснений.

Наша газета попробует заполнить эту брешь. Не судите строго. У нас нет никакой заинтересованности, мы ничего не продаем.
Первое – храм это не торговая лавочка, и люди туда должны идти не за покупками, а за состоянием молитвы, за просвещением! Приобретение свечек, иконочек, заказ молебнов – это не молитва, а стремление «купить благодать», но благодать не продается! Вот для эксперимента, попробуйте ничего не покупать в храме, а просто пожертвовать на храм, если у вас есть такая возможность. А вот в храмах было бы полезно что-то давать бесплатно прихожанам, кроме святой воды (например, какую-то просветительскую литературу, газеты, листовки, брошюры...). Глядишь, и люди потянутся. А мы превращаем посещение храма в «купи-продай».
Верующий человек идёт в храм затем, чтобы войти в состояние молитвенное, а также участвовать в соборной молитве, участвовать в Таинстве. Именно об этом и говорится в Евангелие, об этом говорят и святые отцы.

(2 Тим. 3, 16–4, 4; Лк. 19, 45–48). «Дом Мой есть дом молитвы». И точно, только войди в храм, и уж позывает тебя на молитву. Все тут так расположено и так делается, чтоб располагать и споспешествовать молитве.
Потому, если хочешь возгреть молитву в сердце своем, ходи чаще в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так, то насколько выше того в храме?
Но бывая в храме, не телом только бывай в нем, а более духом. Стань, где потише, и зря умом Господа пред собою, изливай пред Ним душу свою.
Мечтания разгоняй, забот не допускай, и одному делу внимай — делу молитвы. Поднимай тяжелую душу горе, и дебелость ее разбивай созерцанием вещей Божественных. Если есть что за тобою, сними с себя покаянием и обетом исправления.
Если совесть не сыта, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, заготовляйся и на все время, как будешь вне храма, не отступать от Господа мыслью, а всегда видеть Его пред собою, чтоб не подвиглись стопы твои с правого пути на неправый.
От этого, когда придешь в храм, тебе легче будет держать себя в нем, как должно. А от достодолжного пребывания в храме, опять легче будет тебе удержать внимание пред Господом, когда будешь вне храма… И так пойдет все выше и выше расти твое пребывание в Господе, а больше этого чего еще желать?

Феофан Затворник
 

Творчество

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!

Впервые в Ижевске состоялось открытие уникального бла

Свет души вплетается в слова
Свет души вплетается в слова

В суете повседневной жизни мы часто забываем о душе. Бы

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Промысел Божий. История понятия
Промысел Божий. История понятия

Для молодого поколения Промысел Божий можно объяснит

Бизнес

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
О благотворительности и бизнесе
О благотворительности и бизнесе

Специальная статья исключительно для АКТИВНЫХ людей,

Реклама издания
Реклама издания

"Вести. Ижица". Просветительское издание. На сайте - пу

Подписка на инф.курс Gen Energy

Краеведение

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
История Свято-Георгиевской церкви в поселке Сыга, в Удмуртии
История Свято-Георгиевской церкви в поселке Сыга, в Удмуртии

На юго-западной окраине города Глазов, рядом с поселк

Яндекс.Метрика