Home Статьи, публикации Публицистика Быть игринцем, или несколько слов об «Иоанновском человеке» и позабытом «волке»

Основные темы газеты

Вести Вконтакте

Быть игринцем, или несколько слов об «Иоанновском человеке» и позабытом «волке»

Иоанн БогословДень празднования памяти Иоанна Богослова (9 октября), или по-народному «Иванов день», исторически является главным родовым (Эгра-выл) Праздником игринцев. В этот день представители соседних родов Порга и Вортча приходили к нам на праздник: храм как на Пасху был полон народу, а базарная площадь - праздничных яств и угощений.
Уже более полутора веков, с момента строительства в 1862 г. в Игре сначала деревянного, а в 1907 каменного храма в честь святого Иоанна Богослова, одной из ключевых доминант «игринского менталитета» является архетип «иоанновского человека».

Известный немецкий философ Вальтер Шубарт в своей знаменитой книге «Европа и душа Востока» противопоставляет друг другу два типа человека: прометеевский человек (Европа, Запад) и иоанновский человек, то есть человек, следующий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна (Россия, русские и все православные народы в ней). Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость, а как зло, совершенно противоположное добру.

«Прометеевский» человек полон жажды бескомпромиссной власти; он удаляется все дальше и дальше от Бога и все глубже уходит в мир вещей. «Иоанновский» человек чувствует себя призванным всё на земле привести к Богу. Так ощущали себя первые христиане! В том числе поэтому иностранцы нас всех и называют «иванами». Русский патриот – иоанновский человек, по определению. И мы, живущие в Игре под прямым покровительством Иоанна, - тем более иоанновские люди!
Существенно «по-иоанновски» преобразилось лицо Игры с появления в его рядах в начале 2006 года студента-заочника Владимирской семинарии Евгения Трефилова (безвременно ушел, но не покинул нас в 2012 г.). Воспоминания московского кинорежиссера и просветителя Василия Яцкина (приезжавшего в Игру с просветительским проектом «Под солнцем») - прямая иллюстрация к вышеприведенным словам Шубарта:
«Есть батюшки-молитвенники, есть батюшки-строители, есть батюшки-интеллектуалы. Но отца Евгения невозможно квалифицировать. Отец Евений - батюшка-солнышко, чье тепло и доброта согревали многих людей – от самых простых до самых интеллектуальных. Отец Евгений был истинным патриотом, для которого в сердце органично запечатлелись мысли святителя Филарета Московского об умении на примере земной родины упражняться в любви к Отечеству Небесному. Такие люди необыкновенно цельны и чисты. Нет даже намека на циничность или корыстолюбие, так присущие нашему времени. Он хотел преобразить поначалу свой родной поселок, а затем и всю Россию».

Колокольня храма Иоанна Богослова

А вот «иоанновские» слова супруги отца Евгения матушки Веры из ее дневника (стал доступен после её скоропостижной смерти в 2012 году): «Не смей оскорблять чистоту женщины не только действием или словом, но и пожеланием в сердце. Она по призванию своему - мать. И это слово должно быть для тебя святыней. И эту святыню с особенной нежностью охраняет Христос».
В наши дни «иоанновское» «стремление к восстановлению целостности порушенного смертью бытия» привело игринцев к созданию в 2010 году первого и пока единственного в Удмуртии информационно-просветительского центра «Православная культура». В ноябре Центр отметит свое пятилетие. Сегодня на его счету- проведение на протяжении последних трех лет Игринских Рождественских образовательных чтений, активное участие игринцев в конкурсах социальных проектов, ежегодное проведение четырех крестных ходов по территории района, приглашение известных миссионеров.
По-своему «иоанновская» сплоченность игринцев нашла свое отражение в достойной защите того, что мы любим. Многим жителям Игры памятен народный протест против постройки автозаправки в 2007 году на территории игринского кладбища. Игринцы своё - природу и кладбище - отстояли. Сейчас на этом месте стоит Поклонный Крест.
Кто-то из мудрых очень верно подметил: «20 век - век борьбы идеологий, а 21 век - век борьбы идентичностей». Сегодня мы в Игре находимся в положении формирования культурно-исторических смыслов, определяющих «своеобразие игринцев» - «проговаривания» своей идентичности на местном историческом материале и доступной для христиан перекодировке языческих символов. Помимо искусно созданных символов «Лопшо Педуня» и «Пельняня» («брэндов Игринского района»), основанных на использовании «той самой ассоциации» («игра - играть, весело гулять») нам следует учитывать коренные доминанты характера игринцев. Для воспитания подрастающего поколения и продвижения «имиджа» района игринцам крайне необходимо продвигать свои «проигринские» образы: во-первых «ИОАННОВСКОГО ЧЕЛОВЕКА», во-вторых - «ВОЛКА». Благодаря доктору филологических наук протодиакону Михаилу Атаманову известно, что Игра первоначально называлась «Эгра́» по основавшей её родовой группе удмуртов. Наши далекие, по-волчьи храбрые, сильные, отважные предки пришли с реки Обь, где сейчас территория Югра (Ханты-Мансийский округ), - и эти дефицитные сегодня мужские качества наравне с не менее дефицитными иоанновскими чертами необходимо с пеленок воспитывать в игринцах.
Игринцы не были бы игринцами, если бы их под свою опеку не взял сам Апостол Любви – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Игринцы призваны дорожить тем, что их храм (единственный в Удмуртии) посвящен Иоанну Богослову и стремиться быть похожими на него.
От понимания того, кто мы в своем доме, поверьте, зависит очень многое.

П. Миронов – сотрудник краеведческого музея

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com

Закладки

Яндекс.Метрика

Теперь Вы можете подписаться на электронную версию газеты!

Сперва выбери "Способ оплаты", затем нажми на кнопу "Оплатить".

В открывшемся окне заполни необходимые данные для подписки! Укажите в комментарии, в каком виде Вы хотите получать газету: стандартно - на бумаге, или электронно, в виде PDF на Ваш электронный ящик . Благодарим!