Home Ижица Публицистика разума Промысел Божий. История понятия

Промысел Божий. История понятия

Икона Святого Антония и Павла Тевы - вторая половина 17-го до н.э. A.D. - Ноль Потамос, Афон

Для молодого поколения Промысел Божий можно объяснить очень просто.
Молодые люди и современные дети прекрасно понимают, что такое программирование. Они владеют различными гаджетами, компьютерами…
Промысел Божий – это некая программа Творения мира и всей Вселенной. Божии Законы – это такие программные (духовные) законы, или формулы, по которым развивается весь мир, в том числе и физические законы. Главный приоритет Божиего закона – это жизнь и стремление к совершенству. О совершенстве подобных законов могут прекрасно рассказать ученые – физики и математики. Это можно выразить в цифрах!

В человеке программа заложена на уровне генов. Те, кто разделяет материальное и духовное – не правы. Всё видимое и невидимое - есть Божие творение и Божия программа. Единственный момент – Господь создал такие законы, которые дают только одному человеку - свободу развития в любом направлении, со-творчество, со-программирование. Беда в том, что человек использует эту свободу часто во зло и против Бога, даже против природы. Что мы и наблюдаем в современном мире – войны, конфликты, загрязнение и уничтожение природы.
Именно Промысел Божий, или программа, или вернее сказать – Сам Господь присутствует в жизни каждого человека, верит он или нет, это не имеет значения. Господь своим Промыслом направляет деятельность человека на совершенство, и даже ошибки и отклонения человека Творец использует как программу совершенствования, перезагрузки и вновь возвращает человека на путь правильный.
В настоящее время Господь запустил программу, Промысел Свой, на изменений климата Земли (это очевидно, странно что об этом молчат церковные иерархи, или они не видят этого, или сознательно игнорируют), что безусловно должно повлиять на человечество, или вновь все люди погибнут или вернутся на путь праведный.
Программные ошибки, или вирусы вызывают сбой системы – человек начинает болеть, сходить с ума, а наш дом – Земля изменяет климат, также сходит с ума. Поэтому все в руках человека, если он встанет на путь, который предлагает Творец – а это все сказано в Библии, и Евангелии – главное это любовь к Богу, жизнь по Его законам и любовь к людям – не желать зла другим, - тогда все измениться в лучшую сторону.

Дохристианские понятия

Идея провидения зародилась уже в Древней Греции как среди философов, так и в религии (богини судьбы Мойры). В философии учение о провидении появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков, которые много рассуждали о провидении, понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие провидения переходит, таким образом, в понятие судьба.

Идея провидения занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон Александрийский, оставивший особое сочинение о провидении, обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о провидении Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. Провидение определяется у Плутарха как «воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем». Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело «видимых богов» - светил небесных, - действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством «демонов» или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или не совершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа.

По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью ума и абсолютного добра, оттуда имея все своё положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, то есть в меру её удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет провидением: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному уму, все - добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на провидение более резко выступает положение, что виной зла - не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: «смертное животное само есть для себя причина зол».

В средневековой философии - а также и новой - поскольку она сохранила теистический характер, - учение о провидении большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли провидение Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое - отвлеченно от своих частностей. Философское понимание провидения затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро - основание и цель провиденциального действия - с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней…

Промысел Божий в христианстве

По определению московского митрополита Филарета (в «Пространном христианском катихизисе»), Промысл Божий есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Этими понятиями, не чуждыми, в основных чертах, всем религиям, не исчерпывается идея промысла Божиего вполне. Она получает свою законченность в христианстве, указывающем на бесконечную любовь Божию, в обновлении человечества искуплением и возведении его к высшему нравственному совершенству.
Христианское учение о промысле Божием подробно раскрыто в Святом Писании и в Священном Предании (см. епископ Сильвестр. Опыт православного догматического Богословия. - Киев, 1878-1891. - Т. III). Богословие всех христианских исповеданий содержит в себе возражения против пантеистов, материалистов, деистов, лейбницевой теории предустановленной гармонии, обычных житейских указаний на существование в мире зла, на господство порока, на злодейства отдельных лиц, на страдания невинных, на физические бедствия, разрушающие нормальный строй природы и т. д.
На христианском учении о промысле Божием основываются все те отношения, которые называются религиозными. В русской литературе по этим вопросам писали богословы В. Д. Кудрявцев-Платонов («Прибавление к творчеству святых отцев в русском переводе», 1871, XXIV), Иоанн Смоленский («Христианское чтение», 1876, 1), Ф. А. Голубинский («Странник», 1862) и другие.
Считается, что Промысл Божий абсолютно праведный, но он непостижим ни людям, ни ангелам. Ещё святитель Василий Великий благоговейно недоумевал, почему в жизни случается так, что одну девушку отдают в монастырь, где она в непрестанной молитве становится преподобной и спасает свою душу, а другую в это же время отдают в публичный дом, где она в постоянном разврате и пьянстве губит свою душу и обрекает себя на вечное мучение (Беседа на 32-й псалом). В некотором смысле тайну о промысле Божием приоткрывает библейское повествование о многострадальном праведном Иове, чьи страдания (в том числе гибель всех его боголюбивых детей) казались как бы несправедливыми…
«Посредством Божественной воли спасительный Божественный Промысел реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).
Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением, - рассуждает Схимонах Иосиф Ватопедский. - …Следовательно, Божественный Промысел – есть спасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.
Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил»…
Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).
Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).
Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).
Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).
Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его», – утверждает Схимонах Иосиф Ватопедский.

Иллюстрации: Икона Святого Антония и Павла Тевы - вторая половина 17-го до н.э. A.D. - Ноль Потамос, Афон

С благодарностью, Александр Чураков

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Потребитель или созидатель. Зачем ходить в храм?
Потребитель или созидатель. Зачем ходить в храм?

Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма

Gen Energy + Энерго-Диагностика

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru