Home Статьи, публикации Актуально Евгений Кузнецов: Что происходит с нашей медициной?

Основные темы газеты

Вести Вконтакте

Евгений Кузнецов: Что происходит с нашей медициной?

Е. П. Кузнецов

Стоит зайти в любую поликлинику, попасть на прием к врачу – становится очевидно, что больны не только люди, но и само здравоохранение.

Больному, прежде чем бегать по врачам и частным клиникам, искать в интернете волшебные рецепты или врачей-кудесников, следует понять, что происходит с медициной, с ним самим и окружающим миром.
Понять, что же ему нужно на самом деле, и вообще – нуждается ли он в медицинской помощи? Возможно, ему нужно не «лечить печень», а просто бросить пить или перестать чревоугодничать, не бегать по невропатологам, а просто победить свою лень – встать пораньше и пойти в спортзал.

А может быть, задуматься о своей душе и попытаться понять, в чем источник личного страдания – истинное заболевание или проступки перед своей совестью, грехи, личные пороки и вредные привычки. Но этот процесс требует от пациента огромной внутренней работы. Требует ответственности и честности перед самим собой и Богом – даже если человек не воцерковлен.

Но современная «индустриальная» медицина – продукт общества потребления, цивилизации соблазна и лени. Наше здравоохранение превращается в сферу услуг для лентяев и халявщиков. Врачи уже не лечат, они оказывают услуги. Службу медицинской помощи подменили незаметно для врачей и пациентов сферой медицинской коммерции, торгующей мнимыми чудесами. Съешь таблетку – и ты здоров. У вас проблемы с желчным пузырем – отрежь его, и нет этой проблемы, и дальше лежи у телевизора.

Но кто видел в последнее время если не исцелившегося, то хотя бы вылеченного?

Медицина – лишь часть общества, такая же, как армия, школа или торговая сеть. И ее болезни – продолжение болезней общества, болезней человеческих отношений. Нет прививки от этой инфекции, если у человека отсутствуют внятные нравственные ориентиры. Жизнь – дорога, где существуют свои правила движения и дорожные знаки. За самовольную установку и снос дорожных знаков государство руками ГИБДД жестоко наказывает. А за снос или самовольное насаждение нравственных ориентиров (исключая экстремизм) государство ответственности не несет, потому что оно – светское. Только у церкви еще есть силы охранять эти жизненные маяки.

Кто построил такое уродливое общество? Исключительно, мы.

Каждый народ заслуживает такого правителя, какого имеет. То же справедливо и в отношении медицины: всякий народ заслуживает той медицины, какую имеет. В обществе потребления, обществе мнимых ценностей – медицина становится товаром, услугой, а больной – потребителем. Достижения медицины становятся мнимыми. Извращается понятие здоровья, нормы и патологии. Если уже педерастия признается вариантом нормы, то о каком репродуктивном здоровье может идти речь?

Но самое неприятное в том, что в обществе потребления извращаются отношения врача и больного. Настоящая медицина – это искусство человеческого общения, взаимопомощи и взаимного доверия. Врач должен услышать и понять больного, а больной – довериться и быть благодарным врачу. Врач и больной – оба активные и равноправные борцы с недугом. Поэтому настоящая медицина – это медицина взаимной ответственности врача и больного. Во все века в опасной ситуации, например, при сложных операциях, испытаниях новых методов лечения, врач и больной делят риск между собой. Врач рискует, идя оперировать или давая новый препарат, больной – ложась под нож или принимая лекарство.

В обществе потребления все наоборот. Отношения врача и больного превращаются в отношения продавца услуг и потребителя. Операционный стол или кабинет врача превращается в прилавок приказчика со всеми присущими торговле соблазнами – обмануть, всучить лежалый товар, продать простецу-больному то, что ему вовсе не нужно, ободрать как липку.

Сегодня само государство заставляет врачей продавать свое ремесло. Поэтому многие «современные» врачи – люди действия, которые видят в пациенте лишь объект своей работы. Так вместо ортопедов появляются слесаря человеческих тел, гастроэнтерологи превращаются в сантехников желудочно-кишечного тракта, а урологи переучиваются на водопроводчиков мочевыводящих путей. У них индустриальная медицина, бизнес. Эффективная продажа медицины в розницу – неизбежное введение больного в заблуждение. Идеальный потребитель индустриальной медицины – человек, болеющий неизлечимой, но не смертельной болезнью, желательно сопровождающейся тягостными страданиями, легко снимаемыми дорогим лекарством.
Из медицины ушло целостное понимание человека как единства тела, души и духа. Если приборы не выявляют наличия души – разве ее нет? Но ощутить наличие души в своем ближнем может только другая душа, а не прибор.

В мире технологии развивается не умение понимать и слышать больного, а навыки продавца – умение навязать ему свою волю, создать ложную мотивацию к потреблению лекарств, привязать к аптеке или больнице. Самый лучший врач теперь определяется умением и готовностью отрезать или пришить что-нибудь невиданным доселе способом. Таких умельцев становится все больше и больше.
Но это не так часто надо больному. Гораздо чаще человек не умеет жить в ладу с самим собой, он не понимает самого себя. Он даже не догадывается, что кроме кишок и нервов, в нем есть и нематериальная сущность – душа и ее неубиваемое ядро – дух. И страдание всегда затрагивает всю триединую сущность человека, нарушает их связь, отлучает человека от самого себя. Плохо, когда личность человека, его душа и его тело «не сошлись характером». Отсюда – болезнь. Но нельзя развестись со своим организмом и душой, как с постылым мужем. И врач, чтобы вылечить, должен восстановить целостность человека.
В этом суть: «исцелить» – это больше, чем вылечить. Врач, берясь за лечение, должен знать, что нельзя уврачевать тело, не уврачевав душу, а это уже прерогатива Церкви. Только так, помогая друг другу, врач, больной и священник могут одолеть недуг. Только так можно научить больного правильно желать, понимать самого себя.

Может ли плохой человек быть хорошим врачом? Нет, не может. Потому что медицина – это искусство мира. А для этого надо быть честным с пациентом и самим собой. Многие болезни или проходят сами собой (их надо пережить), или неизлечимы. С последними необходимо научиться мирно сосуществовать и получать радость жизни, а для этого врач должен научить больного найти компромисс с собой, со своим телом, душой, с окружающим миром. Научиться трудиться в поте лица, чем-то жертвовать. В этом – умение жить.
Многие болезни – такая же часть привычного образа жизни человека, его профессии, его общественного статуса. И нет таблетки от плохого начальника, нелюбимой работы, разрушенной семьи. Измени себя, выйди из привычного круга жизни – и болезнь рассеется как дым. С другой стороны, часто тяжелый недуг оказывается тем толчком, который заставляет человека стать человеком.

Иногда человек становится полноценной личностью, лишь став инвалидом. В нем после увечий вдруг открываются неведомые таланты или невероятная сила духа и широта души. Окружающие видят в этом подвиг, а на самом деле – эти больные просто так живут. По-другому - то, нельзя, погибнешь.

Но мы знаем, что возможен и другой образ бытия нашей медицины. Непродажный, человеколюбивый, иногда – жертвенный, реже – православный. И как Русская Православная Церковь пытается сплотить общество, восстановить разорванную ткань русской общины, так и наше дело настоящих врачей – восстановить эти утраченные отношения между больным и врачом.
Медицина, безусловно, вернется в свое исходное состояние, когда она будет искусством, подкрепленным научными и технологическими достижениями. Но для этого нужна совместная работа больных и врачей. И не нужно ждать милостей от государства. Чтобы быть человеком и любить окружающих, не нужно получать в Росздраве лицензию. Нет православной медицины, но есть православные устои русской медицины и православные врачи.

Церковь отделена от государства. И это хорошо – значит, у нашей больной медицины есть еще один союзник, еще одна опора. И поэтому «Общество православных врачей» может стать зерном, из которого вновь вырастет древо нашей русской медицины. Той, о которой мы знаем теперь, к сожалению, из книг. Когда побеседовал больной с доктором, и ему стало легче. Это особая область человеческих отношений. Потому что мы друг для друга и есть главное лекарство. И одновременно, мы же друг для друга и есть главный яд. Если человек по-настоящему болен, он всегда, неизбежно найдет своего врача. Будьте здоровы.

Евгений Павлович Кузнецов, к.м.н

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Епископ Глазовский Виктор: Мы должны возвращаться к базовым ценностям
Епископ Глазовский Виктор: Мы должны возвращаться к базовым ценностям

Острые вопросы Архиерею: о государстве, культуре, при

Отцовство  должно быть привлекательным образом для молодёжи
Отцовство должно быть привлекательным образом для молодёжи

Интервью с доцентом Удмуртского государственного ун

Снова распространяются страхи про чипировние человека
Снова распространяются страхи про чипировние человека

Митрополит Минский Павел: «Если вы думаете, что через к

В.Р. Легойда: Забота о своей пастве для Патриарха важнее всего остального
В.Р. Легойда: Забота о своей пастве для Патриарха важнее всего остального

Ровно месяц назад состоялась историческая встреча Пат

Закладки

Яндекс.Метрика

Теперь Вы можете подписаться на электронную версию газеты!

Сперва выбери "Способ оплаты", затем нажми на кнопу "Оплатить".

В открывшемся окне заполни необходимые данные для подписки! Укажите в комментарии, в каком виде Вы хотите получать газету: стандартно - на бумаге, или электронно, в виде PDF на Ваш электронный ящик . Благодарим!